Транспортно-пересадочные узлы распределят без торгов

Столичные власти могут признать их масштабными инвестпроектами, не требующими проведения конкурсов
Транспортно-пересадочному узлу возле станции метро «Селигерская» уже нашли инвестора/ М. Стулов/ Ведомости

«Мосинжстрой» уже нашел несколько крупных инвесторов на проекты транспортно-пересадочных узлов. Например, «Ведис групп» может построить ТПУ «Лесопарковая», концерн «Крост» – «Отрадное», структура акционера ПИК Сергея Гордеева – два ТПУ в Саларьеве и в Котельниках, «ТПС недвижимость» – «Селигерскую».

Часть транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) может быть отнесена к масштабным проектам и предоставлена инвесторам без конкурса, рассказал руководитель «Москомстройинвеста» Константин Тимофеев. Такое право региональным властям дает федеральный закон о масштабных инвестиционных проектах, принятый в декабре 2014 г. Москва внесла соответствующие поправки в местный закон о землепользовании 1 апреля 2015 г. Сейчас подготовлен проект распоряжения мэра Москвы об утверждении критериев и порядка предоставления земельных участков для размещения таких объектов.

По словам Тимофеева, по схеме масштабных инвестиционных проектов предлагается построить четыре ТПУ: «Мичуринский проспект», «Нагатинский затон», «Некрасовка», «Рязанская». Проект планировки на первый узел на 5,5 га помимо технологической части предусматривает и строительство жилья с нежилыми помещениями на первых этажах. Проект планировки территории «Нагатинского затона» (14,6 га) предполагает строительство терминала, служебных помещений и перронов, а также торгово-развлекательного центра с паркингом, офисно-делового комплекса с паркингом и апартаментов с подземной парковкой. Проект ТПУ «Некрасовка» охватит территорию площадью 31,2 га, там предлагается построить плоскостной паркинг и подземные стоянки в новых капитальных объектах. Проект планировки на ТПУ «Рязанская» на 30,1 га предусматривает строительство терминала Малого кольца Московской железной дороги, коммерческая часть будет представлена многофункциональным центром с паркингом, офисным комплексом с паркингом. Вся программа по строительству 273 ТПУ оценивается в 1,5 трлн руб., каждый узел будет стоить десятки миллионов долларов, уточнил другой столичный чиновник.

Без РЖД

43 проекта ТПУ ОАО «РВ-метро» (дочерняя структура Дирекции железнодорожных вокзалов, структуры РЖД) могут быть переданы ГУП «Московский метрополитен» и АО «Мосинжпроект», сообщил Константин Тимофеев. По его словам, такое решение принято из-за нехватки финансовых ресурсов у компании, а также сложных градостроительных проработок. Проекты «РВ-метро» будут поделены между метрополитеном и «Мосинжпроектом». Запрос «Ведомостей» в Дирекцию железнодорожных вокзалов был перенаправлен в «РВ-метро», ее телефоны вчера не отвечали. Представитель департамента транспорта Москвы подтвердил, что компания вышла из проекта.

Разработкой документации всех этих ТПУ занимается городская компания АО «Мосинжпроект». Всего в зоне ее ответственности около 60 объектов. Ввиду отсутствия собственных средств «Мосинжпроект» заинтересован в привлечении инвесторов на первоначальной стадии реализации проектов строительства ТПУ, говорит Тимофеев. Участки, по его словам, получает не инвестор, а ответственный исполнитель по 413-ПП (постановление о программе строительства ТПУ), т. е. координирующий строительство оператор – «Мосинжпроект». Департамент городского имущества согласовал передачу земельных участков в субаренду, т. е. «Мосинжпроект» как проектная компания передаст их инвесторам. После реализации проекта инвестор передает технологическую часть городу. Возможна и схема через создание «проектной компании» (special purpose vehicle, SPV) или через акционерное соглашение с инвестором для включения его в состав акционеров SPV. Выбор способа реализации – предмет обсуждения по каждому ТПУ с учетом рисков и подхода инвестора, уверяет Тимофеев. Все решения, по его словам, будут приниматься на градостроительно-земельной комиссии.

Передать часть ТПУ инвесторам без конкурса в текущей экономической ситуации – неплохое решение, комментирует инициативу партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский. Если бы город выставлял объекты на торги, то получил бы только деньги, при этом ему пришлось бы самостоятельно развивать всю инфраструктуру, уточняет эксперт. При предлагаемой схеме, по словам Можаровского, Москва имеет возможность не тратиться на технологическую часть.