Рынок дорожного строительства в Москве изменился

Прежде большую часть бюджетного заказа делило несколько компаний-лидеров, теперь появились и средние игроки
Среди основных подрядчиков появились новички/ М. Стулов/ Ведомости

В 2013–2015 гг. на торгах было разыграно 246 лотов по программе «Развитие транспортной системы» на 176,8 млрд руб., сообщил представитель департамента строительства Москвы. «Ведомости» проанализировали подряды на дорожное строительство в Москве в эти годы, в расчет брались подряды стартовой ценой свыше 300 млн руб.

Лидерами остаются «Мостотрест» и ИФСК «АРКС», но расклад изменился: и среди основных подрядчиков появились новички, и часть старых потеряла позиции.

Самый крупный подрядчик в Москве – «Мостотрест», совладельцем которого был приятель президента Аркадий Ротенберг. Он строит часть Северо-Восточной хорды, продолжение платной дороги Москва – Петербург и Северо-Западную хорду. Согласно отчету компании за 2014 г., стоимость заключенных на конец года контрактов с Москвой составляет 115,9 млрд руб. В 2013–2015 гг. компания активно в торгах не участвовала: «Ведомостям» удалось найти всего один контракт – на 275,87 млн руб. на строительство подземного перехода через ул. Миклухо-Маклая. Часть объектов, например участок от Бусиновской развязки до Фестивальной улицы, компания выиграла в 2012 г., а некоторые – дорожные объекты вокруг Сколкова – строит еще по президентскому распоряжению Дмитрия Медведева (отданы без торгов, стоимость оценивалась более чем в 100 млрд руб.). Работ в Москве на 30 июня осталось на 73,8 млрд руб., сообщил представитель «Мостотреста».

Почти четверть всех проведенных торгов в проанализированные годы – более 45 млрд руб. – выиграла ИФСК «АРКС». Часть объектов уже завершена, говорит ее представитель. Совладельцем АРКС был другой приятель Владимира Путина – Геннадий Тимченко. Он стал владельцем блокпакета АРКС летом 2011 г., компании была обещана помощь в получении новых контрактов. Контрактов у АРКС прибавилось, но весной этого года Тимченко вышел из состава акционеров. Он разочаровался в подрядном бизнесе и не получил тех дивидендов, на которые рассчитывал, говорили близкие к АРКС люди, помощь обошлась компании примерно в 4 млрд руб. Стороны не комментируют сумму сделки.

В тройке лидеров неожиданно оказалась малоизвестная структура – ООО «Горизонт» с заказами на 22,45 млрд руб. Компания создана в 2007 г., три года назад она билась в основном за субподрядные работы, а сейчас строит участок Северо-Восточной хорды за 12,24 млрд руб. У «Горизонта» самое большое количество контрактов – два десятка: крупные подрядчики специализируются в основном на дорогостоящих проектах, «Горизонт» участвует в торгах и помельче. По данным «СПАРК-Интерфакса», единственный владелец общества – гендиректор Вадим Крылков.

Снизилось количество контрактов у старейшей строительной компании Москвы – «Ингеокома», который был создан семьей Рудяков в 1989 г. Два года назад компания строила дорог на 28 млрд, сегодня – на 13,83 млрд руб. Это реконструкция Рязанского проспекта и транспортной развязки на МКАД. Компания строит еще и метро, сообщает один из ее менеджеров: участок Третьего пересадочного контура («Деловой центр» – «Нижняя Масловка») и Калининско-Солнцевской линии («Деловой центр» – «Парк Победы»). Эти контракты оцениваются в 80 млрд руб.

Сопоставимые контракты у Московской инженерно-строительной компании (МИСК, 13,87 млрд руб.) и «Элгада» (13,4 млрд); меньше – у «Главстройгрупп» (8,26 млрд руб.). Все три развернулись в последние несколько лет. МИСК создана бывшим топ-менеджером «Мосинжстроя» Геннадием Животинским в 2008 г., в 2014 г. он продал компанию партнерам.

Среди крупных проектов МИСК – транспортная развязка на пересечении МКАД и Мичуринского проспекта, строительство Южной рокады. Помимо транспортной инфраструктуры компания занимается и гражданским строительством: торгово-развлекательные центры, детские сады, жилье и т. д.

ООО «Элгад» принадлежит президенту компании Натану Гадаеву, работающему на этом рынке с 1994 г. Компания построила более 300 объектов, сказано на ее сайте: путепроводы на МКАД, эстакады и путепровод в районе «Москва-сити», подземный терминал аэропорта «Внуково» и т. д.

ООО «Главстройгрупп» создано в 2008 г. топ-менеджерами «Ингеокома». По данным «СПАРК-Интерфакса», до 2011 г. основным владельцем был нынешний президент «Ингеокома» Дмитрий Евсеев. Представитель компании сообщил, что сегодня эти две компании между собой не связаны. Запросы «Ведомостей» в МИСК, «Главстройгрупп», «Горизонт» и «Элгад» остались без ответа.

По словам аналитика S&P Карена Вартапетова, ежегодно Москва расходует на дорожное хозяйство (ремонт и строительство) около 100 млрд руб. Город тратит на дороги десятки миллиардов рублей, но строители работают на грани рентабельности – 1–2%, рассказывает один из московских подрядчиков. А ошибки дорого обходятся строителям. Например, практически полностью ушли с московского рынка старейшие подрядчики – НПО «Космос» Андрея Чернякова, «Трансстрой», которым прежде владел Олег Дерипаска. «Космос», строивший Алабяно-Балтийский тоннель, не смог выполнить обязательства перед городом, в прошлом году в отношении компании введена процедура наблюдения, Черняков объявлен в розыск.

За время, что Сергей Собянин работает мэром, «Трансстрой» выиграл только один крупный конкурс – на реконструкцию Щелковского шоссе за 9,42 млрд руб., однако не смог завершить ее в срок.

В Москве ведутся дорожные проекты примерно на 400 млрд руб., рассказывал заммэра Марат Хуснуллин. Идет строительство Северо-Западной хорды, части Северо-Восточной хорды, реконструкция участка автодороги А101, Волгоградского проспекта, Волоколамского шоссе и т. д. До конца года будут проведены торги еще примерно на 70 млрд руб. (см. таблицу), обещает руководитель департамента строительства Андрей Бочкарев. «За пять лет число автомобилей в Москве выросло примерно на миллион. Но скорость их движения увеличилась за счет реконструкции существующих и строительства новых дорог – за то же время введено 400 км дорог», – говорит Бочкарев.

В подготовке участвовала Галина Казакулова