В 2015 году в петербургском стрит-ритейле сменилось более 25% арендаторов

Владельцы помещений массово снижали ставки, чтобы сохранить партнеров
Прошлый год ритейлеры называют годом арендатора/ Е. Егоров/ Ведомости

Уровень ротации на основных торговых улицах Петербурга в IV квартале 2015 г. составил 7,6%, а в целом по сравнению с концом 2014 г. на городских улицах сменилось 26,2% арендаторов, подсчитали аналитики JLL. Самый высокий уровень ротации в IV квартале наблюдался на Владимирском проспекте, Садовой улице и 6–7-й линиях ВО – 17,9, 12,1 и 10,3% соответственно, говорится в отчете JLL. Доля вакантных площадей на основных торговых улицах Петербурга, по данным JLL, к концу IV квартала достигла 6,7%.

С ноября 2014 г. по февраль 2015 г. ротация достигала 20%, до конца I квартала 2015 г. предложение на рынке недвижимости превышало спрос, говорит Ольга Аткачис, руководитель департамента стрит-ритейла Colliers International в Петербурге. По ее словам, с марта рынок адаптировался к ситуации, спрос на аренду и покупку коммерческих помещений повысился. Арендаторов сменили не более 5,5% всех помещений стрит-ритейла, в их число входят и те, кто менял концепцию или формат, но оставался в тех же помещениях, считает вице-президент АРИН Екатерина Лапина. Арендодатели шли и до сих пор идут навстречу арендаторам, ставки снизились на 10–15%, на центральных магистралях – даже до 40%, оценивает она.

До лучших времен

Коммерческие помещения на вторичном рынке подешевели на 10–15% в среднем до 180 000 руб. за 1 кв. м, число объектов на продажу существенно уменьшилось – многие владельцы отказались от их реализации, говорит Лапина.

Собственники практически всегда предпочитали согласовывать льготные условия для действующего партнера, нежели искать нового на подобных же условиях аренды и нести убытки в период поиска и въезда другого арендатора, замечает Аткачис. По ее словам, наибольшую активность на петербургском рынке традиционно проявили продуктовые ритейлеры, активно рассматривали предложения общепит, продавцы алкоголя, фитнес-клубы, магазины одежды уровня «средний минус» и детских товаров, ювелирные магазины, сотовая связь, пекарни. В то же время в начале 2015 г. свои флагманские магазины в центре Петербурга закрыли HTC, Ecco, «Билайн», «Зенит», Vis-A-Vis, Valtera, Ficha.

Минувший год – рынок покупателя, от арендодателя можно было добиться скидок в 10–20%, говорит топ-менеджер федерального продуктового ритейлера. По его оценке, подходящих для магазина помещений на рынке в 2015 г. было больше, чем годом раньше. Предложений аренды «бесчисленное количество», другой вопрос, что помещения с хорошим трафиком всегда в спросе, говорит представитель дистрибутора БСС (владеет аптечной сетью «Алоэ», за год открыла 10 точек). Уровень ставок на рынке в 2014 г. составлял 1500–2000 руб. за 1 кв. м в месяц, в 2015 г. – 1000–2000 руб. за 1 кв. м в месяц, добавляет она. Ставки по действующим объектам остались на том же уровне, уточняет она. Уход небольших магазинов не улучшил ситуацию на рынке недвижимости, который по-прежнему остается насыщенным, уверен руководитель формата Spar ТД «Интерторг» Антон Беловецкий. Формат супермаркетов начал развивать ритейлер «Лента», активизировался «Перекресток» (входит в X5 Retail Group), поэтому конкуренция за помещения только усиливается. В 2016 г. ресторанный холдинг Italy Group планирует открыть шесть ресторанов, говорил в декабре 2015 г. совладелец холдинга Андрей Перцев. По его словам, в кризис появляются привлекательные места, нужно пользоваться моментом и открывать рестораны в новых районах.