Статья опубликована в № 3999 от 22.01.2016 под заголовком: Дороги будут короче на треть

На строительство дорог пойдет на треть меньше денег, решил Росавтодор

Строить будут только самое необходимое и Керченский мост

  • Екатерина Мереминская,
  • Юрий Нехайчук

Расходы на дорожное строительство в 2016 г. сократятся на 30%, сообщил Росавтодор. От 140 млрд руб., первоначально заложенных на строительство дорог в ФЦП «Развитие транспортной системы в 2010–2020 гг.», осталось 97 млрд руб. На эти деньги планируется построить и реконструировать около 280 км автомобильных дорог федерального значения, уточнил Росавтодор. На 60 км меньше, чем планировалось первоначально при обсуждении бюджета, добавляет представитель ведомства.

В 97 млрд руб. входит только строительство и реконструкция, на содержание и ремонт предусмотрено отдельно 248,5 млрд руб., говорит представитель Росавтодора. Кроме того, сокращение не затронет приоритетные объекты, например мост через Керченский пролив (см. врез). К защищенным проектам относятся и новые участки трасс московского и петербургского транспортных узлов, в регионах Сибирского, Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов, в Мордовии, Башкирии, Саха (Якутия), Тверской, Мурманской, Тульской областях.

Ни один из находящихся в работе объектов не пострадает, обещает руководитель Росавтодора Роман Старовойт. Но из-за падения цен на нефть и сокращения расходов бюджета Росавтодор откажется от новых проектов, говорил он ранее.

Федеральное финансирование строительства региональных дорог не попало под сокращение, их поддержит новый внебюджетный источник наполнения дорожных фондов – система «Платон», взимающая плату с большегрузов массой от 12 т за проезд по федеральным трассам. «Платон» должен ежегодно приносить бюджету около 39,5 млрд руб.

На деньги «Платона» уже претендует семь проектов, которым нужно 85,7 млрд руб. (мосты через Обь в Новосибирске, Чусовую в Перми и Шексну в Череповце, две автодороги, обходы Ижевска и Хабаровска). Направлять средства, собранные «Платоном», на федеральные дороги не предполагается, уточнил представитель Росавтодора.

Цена моста

На строительство Керченского моста в бюджете 2016 г. выделено 64,7 млрд руб. Всего подрядчик «Стройгазмонтаж» должен получить 228 млрд руб. за 2015–2019 гг. Длина моста по плану составит 19 км.

Государство не в первый раз пересматривает планы по строительству и реконструкции дорог – при сокращении бюджета 2015 г. автодороги пострадали сильнее, чем другие инфраструктурные объекты, потеряв более 25% финансирования. Тогда Росавтодор тоже отказался от новых проектов и сосредоточился на ремонте и содержании, объясняя, что, если дороги не поддерживать в порядке, впоследствии их ремонт обойдется дороже.

Сокращение государственного заказа скажется и на рынке дорожного строительства, и на строительных компаниях, говорит руководитель проектов практики «Инфраструктура» консалтинговой группы «НЭО центр» Евгений Мазур. Больше всего это почувствуют компании, у которых в 2015 – начале 2016 г. заканчиваются существующие контракты, продолжает Мазур. Особенно тяжело придется небольшим компаниям – субподрядчикам дорожного рынка, поскольку крупные игроки, как правило, имеют несколько больших долгосрочных контрактов, считает Мазур.

Участники рынка уже в сложных условиях из-за роста себестоимости, снижения доступности финансирования, растущей из-за инфляции разницы между фактической и сметной стоимостью, говорит партнер KPMG Алексей Назаров. Он ждет роста банкротств и консолидации рынка. Оставшиеся компании продолжат сокращать парк строительной техники и сотрудников, приостановят программы модернизации, что существенно ограничит потенциал развития отрасли, прогнозирует Назаров.

Россия и в благополучные годы строила мало дорог, в стране дефицит дорожной сети, констатирует председатель общественного совета Минтранса Михаил Блинкин. Строительство – это вид деятельности с мультипликативным эффектом для экономики, оно влияет на рынки стройматериалов и строительной техники, стимулируя спрос, и одновременно способствует росту предложения, напоминает замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. Такие расходы стоило бы сокращать в последнюю очередь, считает он.