Власти рассказали историю появления в Москве самостроя

«Однако на сегодняшний день федеральное законодательство изменилось», – напоминает, в частности, госинспекция по недвижимости
В ночь с 8 на 9 февраля в Москве начался снос 97 из 104 признанных самостроем объектов торговли близ станций метро/ А. Гордеев/ Ведомости

Госинспекция по недвижимости Москвы рассказала об истории проблемы самостроя в городе в ответ на утверждения владельцев, что их объекты сносу не подлежали. Заявление чиновников опубликовано на сайте горадмиистрации.

"Большинство объектов, вошедших в перечень сносимых самовольных построек, появилось в конце 1990-х - начале 2000-х гг., - объясняет госинспекция. - Многие из них без получения каких-либо разрешений впоследствии были реконструированы, перестроены, надстроены". Тогда желающие поставить временный объект, например некапитальный торговый павильон, должны были получить соответствующее разрешение в префектуре округа. "Этот документ предполагал временность размещения объекта, т. е. освобождение земельного участка по истечении определенного времени", - говорится в сообщении. По тогдашним законам "такие разрешения выдавались по аналогии с порядком, предусмотренным для капитальных построек (постановление правительства Москвы от 1993 г. № 868). В период строительства этих объектов "городское законодательство также позволяло регистрировать права на некапитальные объекты как на капитальные (постановление правительства Москвы от 1996 г. № 689)".

Мэр Москвы Сергей Собянин

Снос незаконных строений в Москве - наглядный пример того, что в России не продается правда, наследие, история нашей страны. Нельзя прикрываться бумажками о собственности, приобретенными явно жульническим путем. Вернем Москву москвичам. Её скверы, площади, улицы. Открытые, красивые, любимые.

По словам чиновников, впоследствии владельцы некапитальных торговых точек "использовали разные способы переоформить право собственности на свои объекты как на капитальные, поэтому в настоящее время имеют на руках свидетельства на право собственности как на объекты недвижимости". У собственников снесенных построек формально были "действующие договоры аренды земельного участка и соответствующее свидетельство (постановление правительства Москвы от 1995 г. № 327)", которые оформлялись, "как правило, под размещение нестационарных легковозводимых объектов. Однако эти договоры не предусматривают права застройки участка капитальными объектами".

По свидетельствам на право собственности на объект недвижимости некоторые владельцы "переоформляли договоры аренды под размещение временных некапитальных объектов на договоры аренды под эксплуатацию капитальных зданий, де-факто находящихся на земельных участках", добавляет госинспекция.

С 1 сентября 2015 г. вступили в силу поправки в статье Гражданского кодекса России, которые позволили мэрии Москвы без суда сносить самострой на территориях с особым режимом использования. Соответствующее постановление горадминистрация утвердила в декабре.

Некоторые собственники указывают, что их права собственности зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимость. Верховный суд "неоднократно разъяснял, что запись в ЕГРП в отношении самостроя не является доказательством законности приобретения права на такой объект недвижимого имущества и не является препятствием для предъявления требования о сносе" самостроя, сообщает госинспекция.

Префектуры до 2013 г. направляли в суды требования о признании зданий самостроем, но в ряде случаев получали отказ. "Такие решения зачастую принимались не в связи с тем, что собственники объектов в процессе судебного заседания доказали свою правоту, а по формальным признакам - из-за обращения префектур в суд позже срока, предусмотренного законодательством", - уверены чиновники. Как правило, в этих случаях суды не проводили "строительно-технические экспертизы объектов, которые бы позволили четко определить, идет ли речь о легковозводимом (некапитальном) объекте или о капитальной постройке, созданной на основании проектной документации объекта капитального строительства и в соответствии с разрешением на строительство объекта капитального строительства". При этом собственники "были уверены, что наличие подобного судебного решения позволит им сохранить «законный» статус своего строения".

По законам постройка "является законной, если застройщику предоставлен земельный участок для целей капитального строительства, а само здание возведено в соответствии с утвержденной проектной документацией объекта капитального строительства, если получено разрешение на капитальное строительство, если получено разрешение на ввод в эксплуатацию и, таким образом, не нарушаются правила землепользования и застройки", - разъяснила госинспекция.

В ночь с 8 на 9 февраля в Москве начался снос 97 из 104 признанных самостроем объектов торговли близ станций метро. Более 20 владельцев снесенных объектов готовят исковые заявления к правительству Москвы, сообщил «Ведомостям» представитель инициативной группы «Список 104». По его словам, никто из представителей исполнительной власти не выходил на связь с собственниками помещений накануне сноса.

Руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк в интервью «Русской службе новостей» заявлял, что лично предупреждал некоторых владельцев о сносе павильонов еще в октябре 2015 г. Он предположил, что собственников подвела "вера в сказки" и в "решал", которые обещали им урегулировать вопрос.