Владельцы «Мосметростроя» Искандер Махмудов и Андрей Бокарев зовут ВТБ в партнеры

Это снизило бы финансовое бремя компании, из-за которого налоговики выдвигают претензии
«Мосметрострой» временно приостановил выплаты по кредитам – на период переговоров с ВТБ/ М. Стулов/ Ведомости

Московская инспекция Федеральной налоговой службы (ФНС) № 45 подала в Арбитражный суд Москвы иски о банкротстве как минимум четырех строительно-монтажных управлений (СМУ) «Мосметростроя», следует из базы суда. Это ООО «СМС Метростроя», ООО «Тоннель 2011», ООО «СМУ-8 Метростроя» и ООО «СМУ-5 Метростроя». Первые два принадлежат к числу крупнейших подразделений компании: «СМС Метростроя» ведет работы на ст. м. «Рубцовская», а «Тоннель 2011» продлевает Сокольническую линию до ст. м. «Саларьево». Иск к ней 24 февраля был возвращен налоговой инспекции, которая представила суду не все необходимые документы.

«Мосметрострой» – крупнейший метростроитель России: с 1931 г. он построил 181 станцию столичного метро, а сейчас строит 12 новых и почти 22 км тоннелей. По данным стройкомплекса Москвы, на долю «Мосметростроя» приходится около 36% всех работ по строительству метро.

Московский размах

1 трлн руб. так оценивали московские власти несколько лет назад потребность в инвестициях на строительство метро. Всего город планировал построить 160 км

В конце 2010 г. компания была приватизирована и с тех пор не раз меняла владельцев. Первым из них стал «Центрстрой» экс-чиновника Минрегионразвития Владимира Когана, заплативший за актив 7,6 млрд руб. В конце 2011 г. Коган продал компанию топ-менеджерам «Мосметростроя», контроль достался его бывшему гендиректору Евгению Кашину. В 2012 г. совладельцами «Мосметростроя» стали Андрей Бокарев и Искандер Махмудов, еще два года спустя они консолидировали в своих руках 100% акций. Как раз к тому времени Москва начала масштабную программу строительства метро. «Мосметрострой» получил треть заказов, и за несколько лет выручка компании почти утроилась – с 10 млрд руб. в 2010 г. до 28 млрд в 2014 г.

Однако не замедлили появиться и проблемы. Общая задолженность группы на конец 2014 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», превышала 29,5 млрд руб., компания завершила тот год с 848 млн руб. чистого убытка. А летом 2015 г. рабочие одной из организаций «Мосметростроя» – СМУ-5 устроили акцию протеста у ст. м. «Петровско-Разумовская» с требованием погасить долги по зарплате. Эту акцию «Мосметрострой» назвал незаконной, но зарплату рабочим выплатил.

Если СМУ будут признаны банкротами, то «ляжет» чуть не половина московского метростроения, считает близкий к «Мосметрострою» человек. Это не нужно никому – ни акционерам, ни городу, ни банку, сказал «Ведомостям» гендиректор компании Сергей Жуков. Поэтому обсуждается, по его словам, реструктуризация долгов: выплаты по кредитам временно заморожены, владельцы «Мосметростроя» предложили ВТБ конвертировать долг в 49% акций компании. Речь идет о контрольном пакете, знают источник в мэрии и люди, близкие к Банку Москвы и ВТБ. Впрочем, у банка нет никакого желания заниматься метростроением, говорит один из собеседников «Ведомостей».

Сейчас «Мосметрострой» погашает долги перед налоговиками, продолжает Жуков. В частности, по его словам, задолженность «Тоннеля 2011» уже погашена.

Сложную ситуацию, в которую попала компания, Жуков объясняет большой задолженностью перед Банком Москвы (его правопреемник – ВТБ), накопленной при предыдущих собственниках. Часть долга – обязательства по кредиту, который брали прежние владельцы «Мосметростроя» на его покупку, позже перешедшие к самой компании; другая часть – кредит на пополнение оборотных средств; а убыток возник из-за штрафных санкций банка, объясняет Жуков. Сколько всего «Мосметрострой» должен сейчас ВТБ и остальным кредиторам, он не уточнил. Примерно 25 млрд руб., говорит близкий к компании источник. Около 30 млрд руб., возражает сотрудник одного из ее партнеров.

Около 13,5 млрд руб. составлял инвестиционный кредит на покупку «Мосметростроя», рассказывал бывший гендиректор компании Иван Юзефович. Остальной долг, по словам близкого к Банку Москвы человека, образовался из-за неэффективного управления стройкой и несвоевременной оплаты услуг заказчиком. «Мосметрострой» убыточен и выплачивать долги ему сложно, сетует близкий к компании человек. Жуков не согласен: портфель новых заказов составляет около 150 млрд руб., а рентабельность строительства – 10%. Так же оценивает размер портфеля компании и представитель стройкомплекса Москвы.

Кроме того, «Мосметрострой» сейчас сдает незавершенные работы на 7 млрд руб. и надеется получить от города эти деньги, добавляет Жуков.

Он надеется, что ситуацию удастся выправить, в том числе занимаясь непрофильным бизнесом, например строительством жилья. У «Мосметростроя» несколько производственных площадок в Москве (склады и т. д.), часть из них будет вынесена за город, а на освободившихся землях можно построить около 0,5 млн кв. м недвижимости, объясняет Жуков.

Пресс-служба ВТБ сообщила лишь, что банк ведет с компанией переговоры о реструктуризации задолженности. Представители Бокарева и Махмудова воздержались от комментариев, представитель ФНС к моменту сдачи статьи не успел ответить на вопрос «Ведомостей».