Московское центральное кольцо поможет застройке прилегающих районов

Правда, мало разгрузит другие виды транспорта
Московское центральное кольцо готовится повышать инвестиционную привлекательность заброшенных промышленных зон/ Сергей Савостьянов/ ТАСС

В сентябре 2008 г. тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков и тогдашний президент РЖД Владимир Якунин подписали соглашение о реконструкции Малого кольца МЖД (переименовано в МЦК). Движение по МЦК должно было начаться в 2015 г. Но откроют его на год позже – мэр Сергей Собянин, президент РЖД Олег Белозеров и даже президент Владимир Путин (сообщил его пресс-секретарь Дмитрий Песков). Комиссия РЖД и мэрии работала несколько лет, но РЖД блокировала все вопросы, ссылаясь на долгий и многосложный процесс акционирования, объясняет бывший чиновник мэрии, а у города денег на МЦК не хватало.

Собянин в 2011 г. пошел с проектом к президенту, знает близкий к мэрии человек. Инвестиции потребовались немалые: из федерального бюджета – 72 млрд руб. и 85 млрд руб. – из московского.

Это было волюнтаристское решение – дополнительных расчетов пассажиропотоков не было, взяли за основу существовавшие расчеты НИиПИ генплана, вспоминает бывший сотрудник АО «МКЖД» (занимается развитием транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на МКЦ, создано РЖД и мэрией на паритетных началах).

Пассажирское МЦК было заложено в генплан Москвы до 2025 г. Изначально кольцо обслуживало срединную зону столицы, бывшие промзоны, но с 2000-х стали включать эти территории в генплан как подлежащие реорганизации и требующие интенсификации общественного транспорта, рассказывает Сергей Ткаченко, бывший до 2011 г. директором НИиПИ генплана. «Это европейский опыт, – объясняет он. – Самый удачный пример – Берлин с единой системой S-Bahn и U-Bahn [электрички и метро]. Малое кольцо закладывалось как пересадочный контур (с единым городским тарифом), соединенный с остальными транспортными направлениями через ТПУ».

Сегодня МЦК – это 54 км железной дороги (31 км трехпутной, в остальном двухпутной), 31 станция, часть которых интегрированы со станциями метро, часть – со станциями пригородных электричек. За пассажирские перевозки отвечает ГУП «Московский метрополитен», перевозчик – ОАО «РЖД».

Большие надежды

В первый год работы МКЦ перевезет 75 млн человек, обещает московское правительство, в 2020 г. – 170 млн, а в 2030 г. – уже 300 млн. Примерно половина из них – люди, которые сейчас пользуются другими линиями метрополитена (см. графику), почти четверть – пригородными электричками и всего 10% – жители близлежащих районов. «При расчете пассажиропотока мы в первую очередь ориентировались на тех, кто живет в шаговой доступности от МЦК, и тех, кто регулярно пользуется радиальными линиями метро», – говорит представитель мэрии. В пешей доступности от станций МЦК, по грубым расчетам, проживает около полумиллиона человек, расположено 250 000 рабочих мест, обучается около 80 000 студентов.

Деньги на МЦК

РЖД, по данным ее пресс-службы, направила на предпроектные работы 800 млн руб. В АО «МКЖД» правительство Москвы внесло 2,5 млрд руб., затем еще 3,2 млрд – на выкуп доли РЖД, говорит сотрудник мэрии. Почти 19,8 млрд уже внесено на строительство ТПУ, еще 2 млрд руб. планируется. На организацию транспортной работы пойдет 57,7 млрд за 15 лет. Окупаемость проекта Иванкин оценивает в 30 лет.

МЦК проходит через 26 районов Москвы с населением 1,9 млн человек, рассказывает представитель департамента транспорта Москвы, шесть районов – Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Котловка, Хорошево-Мневники и Нижегородский – с населением 500 000 человек фактически получат пеший доступ к метро. На МЦК расположено девять парков, в том числе Лосиный Остров, музей «Царская усадьба Измайлово», усадьба Трубецких, ВДНХ, стадионы «Лужники», «Локомотив» и ЦСКА.

МЦК проходит по академическому кольцу, где расположены крупнейшие вузы страны: РГСУ, МИИТ, Высшая школа экономики, Первый МГМУ им. И. М. Сеченова, Педагогический университет, МАИ.

Московские власти занялись популяризацией кольца. В первый месяц проезд будет бесплатным. С 10 сентября «Яндекс» будет предлагать пассажирам маршруты с учетом МЦК. Разработано более 30 новых автобусных маршрутов, у 13 ТПУ появятся парковки. «Транспортное поведение людей очень консервативно, – говорит представитель департамента транспорта. – Для тех, кто пользуется наземным общественным транспортом, в течение года будем делать заезды к станциям, чтобы привыкли». По его словам, у пассажиров из области появится удобная возможность пересесть на метро, не доезжая до загруженных вокзалов.

Станет ли короче

«Приспособление текущего ежедневного спроса к новому сервису займет несколько месяцев. Вспомните, вагоны «Аэроэкспресса» в первый месяц ездили почти пустыми», – комментирует директор Института экономики транспорта Михаил Блинкин.

Власти хвалят МЦК: втрое сократится время в пути от станции «Владыкино» до «Бульвара Рокоссовского», почти втрое – от «Международной» до «Ленинского проспекта», впятеро – от «Партизанской» до «Шоссе Энтузиастов». МЦК снизит нагрузку на критические перегоны метро, например, Кольцевая линия разгрузится на 15%, Сокольническая – на 20%, Люблинская – на 14%. Около 20 млн пассажиров в первый год работы МЦК пересядут на него с пригородных электричек – с увеличением до 60 млн в последующие годы; вокзалы и станции метро при них разгрузятся более чем на 20%, надеются власти.

Блинкин скептичен: по сравнению с пассажиропотоком метрополитена – в 2015 г. он перевез 2,38 млрд человек – это более чем скромные показатели. «Произойдет некоторое перераспределение пассажирского трафика – 5–8%. Но революционных изменений не будет», – уверен Блинкин.

С ним согласен директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин: «На первом этапе работу МЦК оценят сотрудники «Москва-сити». Круговая схема движения удобна при объединении аналогичных видов транспорта. При различных видах транспорта возрастают риски, маршруты могут оказаться сложными или увеличится количество пересадок».

Во имя стройки

Ключевая вещь в этом проекте – развитие прилегающих территорий, говорит Блинкин: «Владельцы промышленных площадок ничего не делали, территории были бессмысленными, добраться до них было невозможно. Реакция бизнеса на новую транспортную систему должна быть такая, что бизнес начнет активно осваивать прилегающие территории. Только в этом случае можно будет сказать, что проект состоялся».

МЦК поможет решить задачу развития примыкающих к нему территорий, неоднократно заявлял заммэра Москвы Марат Хуснуллин. Их площадь – 10 800 га, большинство – заброшенные промзоны. МЦК послужит катализатором их развития, уверен заммэра: за счет гарантированного пассажиропотока инвестиционная привлекательность этих земель повысится, а значит, здесь появятся комфортные районы с жильем, социальной инфраструктурой и новыми рабочими местами. Гендиректор АО «МКЖД» Алексей Зотов говорил, что вблизи Малого кольца могут построить до 10 млн кв. м недвижимости.

На восьми ТПУ в составе МКЖД также предполагается коммерческая стройка: «Владыкино», «Ботанический сад», «Ярославская», «Новохохловская», «Варшавское шоссе», «Новопесчаная», «Николаевская» и «Сити». Там планируется построить около 742 500 кв. м торговых площадей, офисов, отелей, паркингов и жилья. «МЦК – ключ к освоению бывших производственно-коммунальных территорий по обе стороны от железной дороги. Эти земли должны застраиваться комплексно: когда одна функция недвижимости поддерживает другую, возникает синергетический эффект, – комментирует представитель компании «Пионер» (выиграла право на застройку ТПУ «Ботанический сад»). – В ТПУ генерируется деловая активность и аккумулируется покупательский спрос, а современная транспортная инфраструктура капитализирует жилую недвижимость».