Треть торгов в дорожном строительстве в 2016 году признана несостоявшейся – ФАС

Кроме того, в отрасли много картельных сговоров
Сговор на торгах подрывает экономически эффективное расходование средств/ Александра Астахова/ Ведомости

Несостоявшимися было признано 30% торгов по дорожному строительству в 2016 г., пишет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в проекте национального плана по развитию конкуренции. Национальный план на 2017–2019 гг., который должен быть утвержден указом президента, ставит перед дорожной отраслью задачу сокращать долю несостоявшихся торгов на 5 процентных пунктов в год. Кроме того, отрасль надо очистить от картелей, пишет ФАС.

Из 168 дел по антиконкурентным соглашениям в строительной отрасли на ремонт и строительство дорог пришлось 44, информирует начальник управления ФАС Андрей Тенишев. Это 15 552 процедуры на 272,2 млрд руб., по данным Минэкономразвития, доля выше, чем год назад и чем в среднем по государственным торгам (см. график). Торги признаются несостоявшимися, если подана или допущена одна заявка. Электронный аукцион тоже может не состояться.

Минтранс отказался от комментариев.

Конкуренция в отрасли действительно невысока, компании распределены в том числе и по территориальному признаку – по одной-две на регион, говорит партнер PwC Дмитрий Ковалев. Тому есть и технологические причины: сложно перевозить технику на дальние расстояния, но проблема могла бы в большинстве случаев быть решена лизингом или арендой техники в нужном регионе, непреодолимым препятствием это может быть только на Дальнем Востоке или Крайнем Севере, объясняет он. Есть и административные барьеры, продолжает Ковалев, – протекционизм заказчиков, которые предпочитают строителей из своего региона.

Сговор – это преступление

По ст. 178 Уголовного кодекса России ограничение конкуренции (картель), причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекшее извлечение дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 300 000 до 500 000 руб.; максимальное наказание – лишение свободы на срок до трех лет. Те же деяния, причинившие особо крупный ущерб, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет, а максимальное наказание – лишение свободы на срок до шести лет со штрафом до 1 млн руб.

Рынок дорожных концессий тоже очень узок, говорит заместитель гендиректора «Автобана» Денис Анисимов. Государство предлагает разумные, но жесткие требования к участникам рынка, они могут быть выполнены десятком финансирующих организаций и несколькими строительными компаниями, комментирует он.

Особенно часто неугодные компании отсеивают на предварительном этапе: в квалификационные требования включают даже количество спецтехники определенного вида, рассказывает один из экспертов дорожного строительства, тогда конкурсные условия, на которые обращают внимание ФАС и пресса, могут быть идеальны, просто случайные участники на конкурс не попадут. Или участники делят конкурсы между собой, ходят парами, но у одного заведомо проигрышная заявка, знает он.

Сговор на торгах подрывает один из основополагающих принципов закупок – экономически эффективное расходование средств – и приводит к потерям в отрасли, согласен представитель ГК «Автодор».

Увеличить конкуренцию можно, разбивая слишком большие лоты, предлагает замруководителя ФАС Рачик Петросян, а против сговоров можно бороться переводом закупок в электронную форму, включая закупки госкомпании «Автодор». Электронная форма, а особенно аукцион, исключает серьезную основу для сговора: участники не будут знать, сколько их на аукционе, кроме того, нет субъективных критериев, что снижает риск сговора с заказчиком, объясняет Петросян.

ГК «Автодор» поддерживает поставленные в национальном плане цели, говорит представитель госкомпании.

Отчасти большое количество несостоявшихся торгов объясняется недобросовестными действиями заказчиков, комментирует представитель Минэкономразвития. Варианты неконкурентных действий заказчиков хорошо известны контрольным органам в сфере закупок: избыточные требования к участникам, конкурс под конкретного поставщика, перечисляет он, здесь действительно есть чем заняться ФАС. Типовые госконтракты для дорожного строительства могли бы упросить торги, их должен принять Минтранс, считает представитель Минэкономразвития.

Расширить рынок можно двумя путями, предлагает Анисимов: или государство снижает требования, повышая контроль за исполнением, или дает гарантии, в том числе по валютным рискам, которые могут привлечь иностранных инвесторов.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)