В Петербурге могут появиться платные путепроводы над железнодорожными путями

Инвестиции в них составят 8 млрд рублей
За проезд над железнодорожными путями водителям придется заплатить/ Максим Стулов/ Ведомости

Соглашение о намерениях создать в Петербурге автомобильные путепроводы городская администрация и ООО «Санкт-Петербургская платная дорога» подписали на экономическом форуме. Стоимость проекта – 8 млрд руб. Его реализация позволит не использовать железнодорожные переезды на пути следования скоростных поездов «Сапсан» и «Аллегро», что значительно улучшит дорожную ситуацию, приводит пресс-служба слова губернатора Петербурга Георгия Полтавченко. По его словам, в Петербурге уже есть опыт строительства дорог на основе государственно-частного партнерства – реализован проект ЗСД, на форуме подписаны соглашения о намерениях по строительству Восточного скоростного радиуса с ВТБ и ЕАБР.

По данным СПАРК, ООО «Санкт-Петербургская платная дорога» принадлежит московскому ООО «Платная дорога», которое, в свою очередь, на 99% принадлежит кипрской «Толлвэй лтд». По данным сайта «Платной дороги», она с 2014 г. реализует проект платного моста в Туле, а в 2016 г. подписала концессионное соглашение по проекту платной дороги в объезд центра в Наро-Фоминске. В Туле утвержден проект планировки территории, а тульская администрация параллельно ищет других инвесторов для строительства моста – на ее сайте выложено инвестиционное предложение.

Первый путепровод может быть введен в эксплуатацию к концу 2019 – началу 2020 г., сообщила пресс-служба «Платной дороги». Компания совместно с правительством Петербурга определяется с основными параметрами проекта на условиях концессионного соглашения, а также согласовывает список объектов, говорит ее представитель.

Инвесторы пришли на форум

47 соглашений подписала администрация Петербурга во время форума. Общий объем инвестиций приблизился к 250 млрд руб.

Доля собственных средств в подобных проектах составляет, как правило, 20–30%, окупаемость – около 20 лет. Интенсивность движения в зависимости от расположения путепровода составит от 6000 до 10 000 приведенных автомобилей в сутки, рассчитывает инвестор. Стоимость за проезд определят к моменту начала эксплуатации объектов, и она будет зависеть от потребительского спроса, интенсивности движения, экономической ситуации в стране и других факторов. В любом случае при разработке тарифной политики будут учитываться категория транспортных средств, время суток, частота пользования инфраструктурой, выбираемый способ оплаты и другие параметры, позволяющие сформировать оптимальную и обоснованную стоимость как для водителей, так и для инвестора, сообщает пресс-служба «Платной дороги». Использование путепроводов экономит время и топливо, на некоторых железнодорожных переездах (особенно примыкающих к городским магистралям) время ожидания может составлять от 20 до 40 минут. Объездные пути все-таки будут, хотя альтернативный маршрут может быть менее удобным и более затратным по времени, уточнил представитель компании.

Окупаемость проекта, по оценке аналитика «Алор брокера» Кирилла Яковенко, может составить 10–15 лет, спрос на услугу может быть существенный, пробки на переездах отнимают от 5 до 30 минут в зависимости от времени и загруженности трасс. Цена при этом вряд ли превысит 50–70 руб. для постоянных пользователей и владельцев транспондера, говорит он, уточняя, что подобных проектов в Петербурге еще не было. Он не исключает, что будет применена практика инфраструктурной ипотеки (см. статью на стр. 04).

Вопрос прибыльности проекта неоднозначный: по законодательству у платных переездов должна быть бесплатная альтернатива и пользоваться новыми платными переездами водители будут только тогда, когда во время их передвижения едут поезда, замечает Андрей Бедняков, партнер практики «Инфраструктура» группы «НЭО центр». По его словам, спрос будет носить случайный характер, это приведет к неопределенности даже при наличии определенной статистики таких пересечений движения поездов с автомобильным транспортом.