Трамвайное движение в Красногвардейском районе запустят с опозданием на два месяца

Администрация города поздно выделила участки для строительства, считает концессионер
Реконструкция путей началась позже, чем планировалось / Евгений Егоров/ Ведомости

Трамвайное движение по новому маршруту у Ладожского вокзала начнется до конца года, сообщил руководитель департамента развития ООО «ЛСР-строй» (входит в группу ЛСР) Олег Лобзев. По его словам, строительные работы первого этапа (на участке до ул. Хасанской) закончатся в ноябре, после этого начнется обкатка вагонов.

Администрация Петербурга в мае 2016 г. заключила с ООО «Транспортная концессионная компания» (ТКК, на 80% принадлежит ИК «Лидер» и аффилированным компаниям, на 20% – ПАО «Группа ЛСР») концессионное соглашение на создание, реконструкцию и эксплуатацию трамвайной сети в Красногвардейском районе на 30 лет. Совместные инвестиции в проект составят 33,7 млрд руб., в том числе в строительство и содержание объекта – 12,5 млрд, из которых 1,3 млрд – из бюджета города. Стоимость строительства первого этапа – 6,9 млрд руб., запуск движения на этом участке был запланирован до начала ноября. Город финансирует 10% проекта, ТКК – остальное, сказал директор ТКК Сергей Окутин. По маршруту будет ходить 23 трехсекционных трамвая производства Stadler под названием «Чижик» (см. врез).

Администрация Петербурга планирует оштрафовать ТКК за опоздание. Сумма претензии будет зависеть от количества дней, на которые задержится запуск, сообщили в пресс-службе комитета по инвестициям. Размер штрафа может составлять 13 млн руб., говорила в сентябре председатель комитета Ирина Бабюк. Оснований для штрафа нет, город не полностью выполнил свою часть условий, считает Окутин. По его словам, разрешение на строительство одного из самых сложных участков – у пр-та Косыгина – было получено только в середине сентября. Были задержки с передачей земельных участков, связанные с оформлением всех необходимых документов и разрешений, сказал представитель ЛСР.

19 трамваев

Первые шесть вагонов «Чижик» уже прошли заводскую приемку, говорит директор по эксплуатации ТКК Николай Петров. По его словам, для линии достаточно 19 трамваев. Длина – 33,45 м, вместимость – 376 человек.

Комитет настаивает на пересчете бюджетной составляющей проекта, стоимость первого этапа можно удешевить на 1,1 млрд руб. при применении рельсошпальной решетки, сообщила его представитель. Существенной экономии от смены технических решений не произошло, так как будет произведено благоустройство, часть рельсошпального основания будет закрыта бетонными плитами, говорит Лобзев.

Позднее предоставление инвестору участков и финансовое закрытие, выявление обстоятельств, увеличивающих стоимость стройки, – основные факторы задержки стройки в проектах ГЧП, говорит Роман Чураков, старший юрист Herbert Smith Freehills. По его словам, в России и за рубежом практикуется снижение ответственности инвестора за незначительные задержки: «Любая неустойка – это некомпенсируемые дополнительные расходы для инвестора, которые увеличивают риски дефолта проекта, а не стимулируют инвестора исполнять свои обязанности».

Если задержки на стройке – вина строителя, обычно назначаются санкции, они могут варьироваться от 1000 руб. до нескольких сотен тысяч рублей за день просрочки, говорит управляющий партнер «Качкин и партнеры» Денис Качкин. Если же город задержал предоставление земельных участков или финансирования – это обоюдная вина, в случае которой не обязательно находится основание для применения санкций к концессионеру, добавил Качкин. По его словам, исход ситуации сложно прогнозировать, так как неизвестны условия концессионного соглашения и ход его исполнения.