«Кухня на районе» открыла штаб-квартиру в коворкинге «Ключ» на Остоженке

Многие компании все чаще предпочитают гибкие офисы классическим бизнес-центрам
Максим Стулов / Ведомости

Многие компании в период пандемии предпочитают гибкие офисы классическим бизнес-центрам. Сервис «Кухня на районе» «Сбера» и Mail.ru арендовал коворкинг «Ключ» на Остоженке.

Сервис по доставке еды «Кухня на районе» открыл штаб-квартиру в коворкинге «Ключ» на Остоженке. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель самой сети гибких офисов. По его словам, компания займет там пять этажей общей площадью 2005 кв. м (150 рабочих мест с возможностью увеличения до 200). Представитель «Кухни на районе» информацию о новой штаб-квартире подтвердил. По его словам, компания переехала в «Ключ» из классического бизнес-центра «Фактория», который находится на Вятской улице. Выбор коворкинга он объясняет более выгодными условиями аренды помещений и удачным расположением офиса в самом центре Москвы.

«Кухня на районе» была основана в 2018 г. учредителями Рокетбанка Алексеем Колесниковым и Олегом Козыревым, бывшим маркетологом банка Кириллом Родиным, а также создателем агрегатора «Едасюда» Антоном Лозиным. В разные годы инвесторами сервиса выступали основатель проекта «Делатели.Офисов» Павел Мельников, управляющий партнер АФК «Система» Максим Янпольский и «дочка» группы ПИК. В октябре прошлого года 84,7% «Кухни на районе» приобрело совместное предприятие «Сбера» и Mail.ru Group.

«Ключ» – одна из крупнейших сетей коворкингов в России. В ее портфеле 13 гибких офисов общей площадью более 60 000 кв. м. Крупнейшие площадки – в бизнес-центре «Форум сити» на проспекте Вернадского (20 000 кв. м, открытие в этом году) и «Гостином Дворе» на Ильинке (15 000 кв. м). Основные владельцы сети – бизнесмены Георгий Голенев, Давид Биниашвили и Владимир Масляков.

188 000

кв. м гибких офисов и коворкингов может открыться в Москве в 2021 г., по данным CBRE. Для сравнения, годом ранее в российской столице были запущены проекты общей площадью 45 000 кв. м, кроме того, было закрыто пять коворкингов более чем на 20 000 кв. м. Общий объем рынка в столице на конец 2020 г. – 245 800 кв. м. Крупнейшие операторы – SOK (10,5% рынка), Regus (9,8%), «Мой кабинет» (9,4%), WeWork (7,2%) и «Ключ» (5,8%).

На сайте «Ключа» сказано, что ставка аренды коворкинга на Остоженке начинается от 35 000 руб. за рабочее место в месяц. Соответственно, исходя из этого «Кухня на районе» должна будет ежегодно платить за свою штаб-квартиру не менее 63 млн руб., а в случае расширения – более 84 млн руб. Так как компания арендовала весь гибкий офис целиком, то она могла получить дисконт за аренду помещений, отмечает президент Национальной ассоциации офисных операторов и коворкингов Татьяна Шараева.

Многие крупные компании в последнее время активно меняют классические офисы на коворкинги. Так, девелопер ФСК перевел свою штаб-квартиру из особняка на Мясницкой улице в гибкий офис Space 1 в бизнес-центре Midland Plaza на Арбате, а консультант Cushman & Wakefield переезжает из комплекса Ducat Place III на ул. Гашека в Space 1 на Тверском бульваре.

Компаниям на фоне продолжающейся пандемии коронавируса стало сложнее прогнозировать, какое количество сотрудников будет работать в них в среднесрочной или долгосрочной перспективе, говорит Шараева. Она напоминает, что многие из них уже заявили, что готовы оставить на удаленной работе 30–50% персонала. Учитывая то, что многим сотрудникам все равно нужно периодически появляться в офисе, в том числе для поддержания корпоративной культуры, компаниям гораздо удобней арендовать именно коворкинги, которые не предполагают фиксированное количество рабочих мест, объясняет эксперт.

С Шараевой согласен и управляющий партнер S.A. Ricci Алексей Богданов, который говорит, что в условиях неопределенности бизнесу важно иметь возможность оперативно сокращать или увеличивать площади своих офисов, без штрафов разрывать договоры аренды, а также не тратить деньги на ремонт и оборудование помещений. Именно в этом преимущество коворкингов и гибких офисов, указывает Богданов. Тем не менее коворкинги тоже пострадали от кризиса, правда, куда меньше, чем традиционные офисы, отмечает руководитель отдела услуг корпоративным клиентам JLL Екатерина Белова. По ее словам, спрос на гибкие пространства по итогам 2020 г. упал на 18%, тогда как в целом по офисному рынку он сократился в 2 раза.