В России инвесторам пока невыгодно развивать дорожный сервис

Государство обязывает владельцев придорожных кафе и туалетов строить еще подъездные дороги и автостоянки

Сейчас на инвесторе лежит задача построить полосы разгона и торможения при подъезде к своему объекту и выезду из него, обустроить автостоянки. Это довольно затратно. Например, в Белоруссии это делает государство, так же как и готовит площадку под размещение объектов для отдыха. Инвестору остается только построить кафе и/или мотель, в зависимости от бизнес-проекта. Сейчас в Ульяновской области планируется создавать комплексы с кафе, гостиницами, магазинами. Там обустройство площадок и полос разгона берет на себя как раз государство в лице компании «Автодор». Экономия для бизнеса – до 40 млн руб. по каждой площадке.

Кроме того, большой проблемой является подводка электросетей. И провода по полям и лесам от ближайшего населенного пункта тянуть дорого, и согласования от муниципалитетов получать сложно. Тормозят развитие отрасли и существующие в России нормативы по размещению вдоль трасс объектов инфраструктуры. Например, согласно действующим нормативам, мотели и кемпинги должны находиться на расстоянии 250 км друг от друга, предприятия торговли – в 100 км друг от друга, как и кафе. Для АЗС и станций техобслуживания предусмотрены аналогичные расстояние, площадки для отдыха, где есть только туалет, могут отстоять одна от другой на 50 км. Новая концепция, в разработке которой принимает участие и наша ассоциация, предусматривает размещение мотелей не реже, чем через 100 км, многофункциональных комплексов, включающих АЗС, - через 40-50 км. Площадки для отдыха с туалетом должны быть через каждые 15-20 км.

Мы прогнозируем активное развитие сетевых придорожных комплексов в ближайшем будущем. Люди тянутся к привычному и понятному. Если есть «Макдональдс» или Subway, предпочтут именно его непроверенным кафе, особенно молодежь. Чтобы легче было и входить в бизнес, развивать его, экономить на масштабе, «сопровождать клиента по трассе», необходимо объединение в сети. И банки охотнее кредитуют именно сетевой бизнес. Но пока большая часть объектов – частные проекты отдельных собственников с собственной концепцией или её отсутствием.