Внесение журналиста в список СМИ-иноагентов подтверждено в суде

Это первое решение в отношении такого лица
Законодательство, позволяющее признавать граждан СМИ–иностранными агентами, появилось в 2019 г./ Сергей Карпов / ТАСС

Замоскворецкий суд Москвы 31 марта признал законным решение о включении карельского журналиста Сергея Маркелова в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иноагента. Маркелов, корреспондент издания «7×7», сотрудничал с изданием «Север.Реалии», ранее внесенным в реестр СМИ-иноагентов. Маркелов попал в этот список 29 декабря вместе с главным редактором издания «Псковская губерния» Денисом Камалягиным, псковской журналисткой «Север.Реалии» Людмилой Савицкой и правозащитником Львом Пономаревым. Каждый из них обжалует включение в этот список.

Минюст не направил Маркелову копию решения о включении в реестр и уведомление, о включении в список он узнал из СМИ.

«Накануне представитель Минюста предоставил суду возражения, согласно которым в деле о признании Маркелова СМИ-иноагентом фигурируют два неназванных госоргана: от первого якобы поступила информация о получении журналистом денег из иностранных источников, а от второго – что Маркелов «журналист, блогер, фотограф, оператор, корреспондент сетевого издания «7×7», – поясняет в своем Telegram-канале руководитель международной «Агоры» Павел Чиков.

Он предположил, что сведения о сотрудничестве Маркелова с «Радио Свобода» в Минюст были отправлены ФСБ и Росфинмониторингом. В административном исковом заявлении Маркелов и его адвокат указали, что решение «является дискриминацией, попирает принцип равенства, нарушает право на свободу слова и распространение информации, а также право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны».

Суд отказался удовлетворить ходатайства защиты о предоставлении документов, на которые министерство опиралось при вынесении своего решения о включении в список. Представитель Минюста заявил в суде, что в его ведомстве не проверяют те данные, которые им предоставляют другие госорганы. По этим данным, Маркелов получал гонорар от «Радио Свобода». Маркелов и его адвокат Федор Сирош заявили, что намерены обжаловать решение суда. В реестре СМИ-иноагентов 12 изданий (среди них, в частности, «Голос Америки» и «Радио Свобода»), но физлиц в него до сих пор не включали.

Законодательство, позволяющее признавать граждан СМИ–иностранными агентами, появилось в 2019 г. По нему физическое лицо может быть признано иноагентом, если распространяет материалы, созданные СМИ-иноагентом, и получает деньги или иное имущество от иностранных государств или иностранных организаций и СМИ. Решение о признании физлица иноагентом принимает Минюст по согласованию с МИДом.

В этом году законодательство ужесточили, введя понятие физического лица – иностранного агента (т. е. уже без приставки «СМИ»). Директор Центра защиты прав СМИ (включен Минюстом в реестр НКО – иноагентов) Галина Арапова отмечает, что судебный процесс по делу Маркелова аналогичен рассмотрению статуса иностранных агентов – некоммерческих организаций. Суд не рассматривал серьезно доводы защиты, не проверял документацию, которой должен руководствоваться Минюст, говорит Арапова. Она добавила, что суд не прояснил логику включения людей в этот список, поэтому любой человек, распространяющий информацию в медиа и имеющий хоть какое-то иностранное финансирование, может в теории попасть в реестр.