Российские суды перегружены бесспорными делами

Проблему может решить искусственный интеллект, считают эксперты
Кашанин и Малов утверждают, что большая часть работы судов – это выполнение, по сути, канцелярских функций/ Денис Абрамов / Ведомости

Замдиректора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Андрей Кашанин и адвокат Дмитрий Малов подготовили исследование, в котором предлагают необычное объяснение чрезмерной загруженности российских судов по гражданским искам.

Исследователи утверждают, что проблема в бесспорных делах. В таких делах изначально отсутствует сторона, которая бы оспаривала требования заявителя либо выступала с противоположными требованиями. Но, по мнению юристов, наибольшую часть нагрузки на суды составляют фактически бесспорные дела, т. е. дела с высокой вероятностью удовлетворения требований (например, дела о мелких штрафах). В таких ситуациях суд только подтверждает права заявителя и создает формальные условия для принудительного исполнения обязательств.

По данным на 2019 г., приведенным в исследовании, 60,3% (около 15 млн дел) от нагрузки на суды общей юрисдикции – это гражданские и административные фактически бесспорные дела. В качестве причин авторы приводят либо незначительные штрафы, либо людей, которые рассчитывают на снисхождение суда, если они просто согласятся с фактом правонарушения. В случае с арбитражными делами доля фактически бесспорных дел достигает 51,1% (около 1 млн дел). В рамках дел о взыскании Пенсионным фондом обязательных платежей и санкций признаки спора отсутствуют в 94% случаев.

Кашанин и Малов утверждают, что большая часть работы судов – это выполнение, по сути, канцелярских функций, а бесспорные дела могут быть переданы для рассмотрения в иные органы, административные или нотариат. В исследовании приведены способы решения проблемы в других странах. Например, упрощение или полная автоматизация процедур рассмотрения бесспорных дел, как в Германии и Венгрии. Или передача полномочий по рассмотрению бесспорных дел судебным чиновникам, как в Словении.

По словам источника «Ведомостей», близкого к Верховному суду, в России тоже возможна автоматизация процедур по таким делам, эксперимент такого рода начался на трех судебных участках Белгородской области. «Искусственный интеллект будет использоваться при взыскании трех видов налогов: имущественного, транспортного и земельного. В его задачи не будет входить вынесение самого судебного приказа, но с его помощью будут готовиться необходимые документы», – разъяснил суть эксперимента 25 мая председатель Совета судей России Виктор Момотов (цитата по сайту совета).