Как власти всего мира ограничивают непривитых от COVID-19 в правах

Меры, стимулирующие вакцинацию, различаются только степенью жесткости
AFP

Европа – единственный регион мира, где с конца сентября еженедельно растет число случаев заболевания и смертности, сообщает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). По последним данным ВОЗ, за неделю с 8 по 14 ноября заболело 2 145 966 европейцев (на 8% больше, чем неделей ранее), а умерло 28 304 (на 5% больше). Во всех других регионах снижается либо заболеваемость, либо смертность, либо и то и другое одновременно.

Большой вклад в эти цифры вносит Центральная и Восточная Европа, где невысокий уровень вакцинации, пишет интернет-издание MarketWatch. Но и в странах Западной Европы кривая заболеваемости ощутимо рвется вверх. Вот как выглядит пятерка стран мира, где больше всего новых больных по данным ВОЗ: США – 550 684 новых случая (8%-ный рост), Россия – 275 579 (без изменений к предыдущей неделе), Германия – 254 436 (целых 50%), Великобритания – 252 905 (почти без изменений) и, наконец, Турция – 180 167 (9%).

3G превращается в 2G

Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что она «очень обеспокоена», и призвала треть населения Германии, которое пока не вакцинировано, «подумать еще раз», не стоит ли сходить на прививку. 18 ноября чиновники федерального правительства и главы земель встречаются, чтобы обсудить новые меры по борьбе с коронавирусом. Одна из мер, широко обсуждаемая в обществе, – усиление ограничений для тех, кто не сделал прививку. В ряде земель уже введено так называемое правило 2G (geimpfte und genesene – посещать рестораны, музеи, кино и т. д. можно только тем, кто вакцинирован или переболел коронавирусом) вместо ранее действовавшего 3G (geimpfte, genesene und getestete – также принимается отрицательный тест на коронавирус).

Германские чиновники не оригинальны. В Нидерландах с 6 ноября введены на три недели ограничительные меры, в том числе правило 3G для общественных мест. Но министр здравоохранения Уго Маттеюс де Йонге уже заявил, что планируется ужесточение до 2G.

Как свидетельствует опыт Франции, это может дать временный результат. Еще 12 июля президент Эмманюэль Макрон объявил, что вскоре введут ограничения на посещение концертных залов, кинотеатров и фестивалей, а немного погодя – и на кафе и рестораны (в том числе с террасами), торговые центры, тренажерные залы и междугородные железнодорожные, автобусные и авиарейсы. Французам требуется санитарный паспорт (pass sanitaire): QR-код, который выдается вакцинированным, переболевшим или имеющим отрицательный тест. Причем бесплатные ПЦР с октября отменены, стоит тест 22 евро и действует только 72 часа, пишет интернет-издание The Local.

За 24 часа после выступления Макрона на прививку записалось рекордное количество человек – 1,7 млн. На следующий день вакцину получило почти 800 000 французов, почти в 1,5 раза больше, чем в среднем вакцинировалось ежедневно. Но в долгосрочной перспективе резкого роста не случилось. Вакцинация в стране началась в конце декабря 2020 г. К моменту заявления Макрона как минимум одну дозу получили 54% французов. Сейчас, когда прошло еще четыре с небольшим месяца, – 77%.

Интересно будет посмотреть на результаты австрийского эксперимента. С 15 ноября там действует локдаун для невакцинированных. Им можно выходить из дома только в случае крайней необходимости: в магазин за продуктами, в поликлинику...

Под ограничения попало около 2 млн человек, у которых нет прививок, из 8,9-миллионного населения. Полиция патрулирует улицы и выписывает штраф до 1450 евро пойманным нарушителям.

Ряд европейских стран сделали обязательной вакцинацию для медработников. Но дальше всех зашла Италия. С 15 октября нельзя даже работать в офисе без ковид-паспорта, причем работодатель имеет право не платить таким работникам зарплату. По оценке правительства, эти меры затронули 23 млн человек.

«На работу приходится выходить на 40 минут раньше, чтобы сдать в аптеке тест, порой отстояв перед этим очередь, – жалуется «Ведомостям» жительница Рима, которая не хочет прививаться. – Результат приходит минут через 15 на электронную почту в виде ссылки, потом открывается с помощью специального приложения. Экспресс-тест раньше стоил 22 евро, сейчас 15 евро, и чиновники давно обещают его удешевление до пяти, но этого никак не происходит».

Действителен такой тест 48 часов, в итоге каждую неделю нужно тратить минимум 45 евро, а в месяц – почти 200. Это немалые деньги. В регионе Лацио, где живет итальянка, привито уже более 90% жителей, а на улицах можно услышать диалоги вроде: «Пойду вакцинироваться, а то даже пиццу вечером не поесть в траттории».

Для сомневающихся газета Corriere della Sera сообщает, что чиновники хотят снизить срок действия тестов: ПЦР с 72 до 48 часов, а экспресс-тестов с 48 до 24 часов.

Как боролись с прививками

Наступление на не желающих вакцинироваться идет не только в Европе. Израиль стал одним из первых государств, где ввели QR-коды для посещения общественных мест. Еще в феврале 2021 г. граждане стали получать «зеленые паспорта» (green passes, код был на зеленом фоне). Израиль стал пионером и в деле вакцинации. В частности, там массово тестировалась вакцина Pfizer. Благодаря этому в июне, когда многие страны только начинали массовую прививочную кампанию, Израиль почти достиг 60%-ной вакцинации и снял большинство ограничений. Но в начале июля число заболеваний коронавирусом снова начало расти. «Главное оружие, которое есть у нас в Израиле и во многих других странах, – это вакцина, – цитирует DW Салмана Зарка, руководителя оперативного штаба по борьбе с эпидемией COVID-19. – С началом дельта-волны мы поняли, что люди, получившие две дозы, больше не защищены. Мы должны были быстро принять решение».

В итоге 3 октября старые «зеленые паспорта» прекратили действие. Тем, кто не сделал ревакцинацию в срок, не выдали новых паспортов – по оценкам израильского девятого телеканала, таких набралось 1,7 млн человек.

А вот в США попытка ввести ковидные паспорта для посещения общественных мест натолкнулась на яростное сопротивление. Основными аргументами против были опасения, что это вмешательство в частную жизнь и нарушение прав граждан. На подобное решились только отдельные штаты, среди которых Калифорния, Гавайи, Луизиана, Нью-Йорк. Например, нью-йоркская система под названием Key to NYC действует для людей старше 12 лет, но для получения такого «ключа» достаточно одной дозы вакцины.

«В обществе царит такое напряжение, что есть случаи, когда люди добровольно вакцинировались, но буквально умоляли медработников скрыть этот факт, опасаясь нападок со стороны знакомых», – цитирует анонима американский журнал Security. Противники вакцинации, в свою очередь, ищут способы получить сертификат, не делая прививку. В августе три полицейских штата Вермонт подали в отставку после того, как сделали себе поддельные документы о вакцинации и похвастались этим сослуживцам – те их и сдали начальству. Им грозит до пяти лет тюрьмы. Самое интересное, что, по информации интернет-издания HuffPost, эти полицейские не входили в список госслужащих, обязанных вакцинироваться. Время от времени при попытке ввоза в США перехватываются поддельные свидетельства о вакцинации. Они бывают разного качества: на Гавайях обнаружили подделку, на которой вместо Moderna было написано Maderna.

В сентябре власти Колорадо вынуждены были выставить охрану у трех мобильных пунктов вакцинации из-за многочисленных угроз, и не только: в одну палатку бросили зажженный фальшфейер, в другой мужчина принялся крушить вывеску. В Нью-Йорке ищут оратора, который на митинге обещал, что если власти примутся вакцинировать детей «...то я могу гарантировать вам одно: ратуши и школы будут сожжены дотла».

Битвы идут и в судах. Они рассмотрели и продолжают рассматривать множество исков противников вакцинации. Впрочем, как отмечает Los Angeles Times, эта история стара, как сами прививки. Первая вакцина была разработана в 1790-х гг. для борьбы с оспой. С 1853 г. иммунизация против этой болезни стала обязательной в Англии для всех младенцев, затем – для детей до 14 лет. Родителей, не желавших делать прививку, наказывали штрафами и даже тюремным заключением. Это приводило к протестам и беспорядкам. В результате граждане соорганизовались в Национальную лигу против вакцинации. В 1898 г. парламент отменил наказание за отказ от вакцинации.

В США тоже шла борьба против прививок. В итоге в 1905 г. Верховный суд постановил, что государство не имеет права принимать законы, обязывающие привиться человека ради его собственной безопасности. Но оно имеет право заставлять прививаться ради защиты населения от эпидемии.

Сейчас суды, как правило, поддерживают власти, если речь идет о госслужащих и студентах. Например, в октябре этого года Верховный суд США подтвердил право штата Мэн требовать от медработников вакцинироваться.

Джо Байден еще в сентябре заявил, что сотрудники компаний со штатом более 100 человек должны быть обязательно вакцинированы не позднее 4 января 2022 г. – иначе им придется еженедельно сдавать тест. Но 13 ноября федеральный апелляционный суд Нового Орлеана приостановил действие президентского указа. Пока что его добровольно соблюдает ряд компаний вроде Facebook и Google, а еще прививки от COVID-19 требуют от сотрудников отраслей, да и то не везде. Например, привитыми должны быть муниципальные служащие Нью-Йорка или медработники Калифорнии.

На прививку с полицией

В Азии одни из самых жестких ограничений для невакцинированных – в Сингапуре. С января любому гражданину, чтобы получить доступ к рабочему месту в офисе, нужно иметь прививку, переболеть ковидом не позднее чем 270 дней назад или же сдать тест, причем его результаты действуют только 24 часа. Подобные правила действуют с 1 октября для работников ряда отраслей, например здравоохранения.

Для отказавшихся от прививки приготовлен неприятный сюрприз. Они должны будут сами оплачивать свое лечение, если заболеют коронавирусом.

По подсчетам газеты The Straits Times, речь в среднем идет о 25 000 сингапурских долларов (около $18 500). Чиновники объясняют жесткие меры тем, что в специальных ковидных госпиталях заполнено уже 90% коек, а в отделениях интенсивной терапии свободна только треть мест.

А вот Китай больше внимания уделяет не вакцинации, а выявлению заболевших и контактировавших с ними и карантинным мерам. The New York Times (NYT) рассказывает историю пары пенсионеров, отправившихся в составе туристической группы в поездку по Китаю. 16 октября они планировали посмотреть на терракотовую армию, когда очередной тест на ковид дал положительный результат. В итоге локдаун был введен в ряде небольших городов, которые успела посетить их тургруппа, и даже в некоторых районах Пекина, где они были. Маршрут неудачливых пенсионеров обнародован с подробностями вплоть до того, в какое точно время они регистрировались в лобби какого отеля и в каких ресторанах когда ели. Благодаря этому по замыслу чиновников люди смогут проверить – не контактировали ли они случайно с разносчиками вируса.

NYT приводит еще один пример. Около 10 000 туристов оказались заблокированы в хошуне (административно-территориальная единица во Внутренней Монголии) Эджэн-Хоро из-за вспышки коронавируса. Чтобы подсластить пилюлю, местная туристическая ассоциация пообещала оказавшимся в ловушке путешественникам бесплатный вход на территорию трех местных туристических достопримечательностей в течение следующих трех лет.

Подобные меры вводились в ряде других стран. Например, как писали «Ведомости», в Южной Корее жизнь заболевших становилась предметом настоящего расследования, чтобы выявить все их контакты.

В Китае с апреля действует система QR-кодов трех цветов в приложениях, разработанных местными IT-гигантами Alibaba и Tencent. Зеленый код означает свободу передвижений. Желтый – недельную самоизоляцию, а красный – двухнедельную. Прививка не считается панацеей. Цвет кода может внезапно поменяться, если выяснится, что его владелец мог недавно оказаться рядом с заболевшим (приложения отслеживают геолокацию).

Власти не считаются с экономическими потерями, лишь бы не допустить нового очага эпидемии. Так, в августе временно прекратил работу один из терминалов порта Нинбо-Чжоушань, занимающего третье место в мире по товарообороту. Причина – у одного из сотрудников тест дал положительный результат. Всех его коллег отправили на карантин. В конце мая похожая история случилась в порту Яньтянь в Шэньчжэне.

Вакцинация провозглашается делом добровольным. Но в июле председатель Си Цзиньпин заявил, что к концу октября необходимо сделать прививку 1,1 млрд граждан (около 80% населения). Это резко подстегнуло активность на местах. В городском округе Хулудао местные власти заявили, что если семья не полностью вакцинирована, то ее детей не допустят к занятиям в школах, сообщал CNBC. А Human Rights Watch приводит случаи, когда в городе Миньхэ местные чиновники угрожали лишить медицинской страховки и даже не оформить непривитым выход на пенсию, а в Наньчане пообещали платить тем, кто сообщает властям о не желающих прививаться соседях и знакомых. В провинции Хунань отмечен случай насильной прививки. 31 августа полицейские пришли домой к Чжану Цзяньпину и попытались убедить его вакцинироваться. Когда не удалось, его посадили в машину, отвезли в больницу, и, пока несколько человек его держали, врач сделал укол. И это не единственный такой случай, утверждает Human Rights Watch.

Как бы то ни было, уже в конце сентября китайские телеканалы заговорили о том, что минимум одну дозу получило уже больше 1 млрд граждан. Сейчас доля таких людей достигла 82%, а полностью вакцинировано 74% населения.

Не все страны ужесточают ограничения. Южная Корея 1 ноября заявила о постепенном ослаблении правил в связи с тем, что вакцинировано более 75% населения. Если все пойдет по плану, то за три этапа по шесть недель каждый страна вернется к жизни почти как до пандемии. На втором этапе в декабре, например, разрешат праздновать свадьбы до 100 человек, не интересуясь, есть ли у приглашенных прививка или отрицательный тест. Однако, если гостей будет до 500 человек, невакцинированным придется приходить со свежим тестом.

Впрочем, все еще может вернуться на круги своя. Дания первой в Европе ввела ковид-паспорта в апреле. В сентябре они были отменены, как и все ограничения. Власти посчитали эпидемию побежденной. Но в конце октября количество заражений стало расти. И 8 ноября премьер страны Метте Фредериксен объявила, что COVID-19 снова классифицируют как «опасное для общества заболевание» и ограничения для невакцинированных вернутся.