Мелинда Френч Гейтс: На что потратит миллиарды Мелинда Френч Гейтс:

Важное направление благотворительности бывшей жены Билла Гейтса – борьба за права женщин
Gonzalo Fuentes / Reuters

Развод Билла и Мелинды Гейтс интересен не только тем, что внезапно распалась пара, которая считалась образом гармоничного супружества. И не загадкой, какое место в списке богатейших женщин мира займет Мелинда Френч Гейтс (она вернула себе девичью фамилию). Сейчас определяется, на какие благотворительные цели пойдет масштабное финансирование в ближайшие десятилетия, отмечает Bloomberg. Оба супруга в свое время подписали клятву дарения.

Все знают о Фонде Билла и Мелинды Гейтс (Bill & Melinda Gates Foundation). Менее известно, что они оба около шести лет назад основали еще и собственные благотворительные фонды. Breakthrough Energy Билла Гейтса борется главным образом с изменением климата. Pivotal Ventures Мелинды Френч Гейтс ставит во главу угла права женщин.

С общим фондом не все просто. Им руководили и Билл, и Мелинда. Гейтс часто повторяет, что они постараются и дальше работать бок о бок. Сам фонд в начале июля объявил, что для его основателей начался двухлетний испытательный срок. Если выяснится, что им сложно сосуществовать, то Гейтс останется, а Мелинда уйдет с поста сопредседателя. Эндаумент фонда не уменьшится. «Но в таком случае Мелинда получит личные ресурсы от Билла для своей благотворительной деятельности», – официально заявил гендиректор фонда Марк Сузман.

Bloomberg, кстати, называет Фонд Билла и Мелинды Гейтс одним из их главных активов. Хотя может показаться, что основа богатства Гейтса – акции Microsoft, это не так. По оценкам Bloomberg, на бумаги Microsoft приходится $26,6 млрд состояния Гейтсов. Эндаумент фонда почти вдвое больше – $49,8 млрд. Еще больше размер личных инвестиций пары – $114 млрд, подавляющей частью которых управляет инвестфонд Cascade. Это не только акции. В июне вышло расследование NBC News и The Land Report, обнаруживших, что Гейтс через Cascade стал крупнейшим частным землевладельцем в США, скупив около 110 000 га сельхозугодий в 18 штатах. И еще у бывших супругов есть совместно нажитые «мелочи» вроде авиапарка стоимостью $134 млн или недвижимости общей стоимостью $289 млн. Ходатайство в суд о разводе Френч подписала в особняке на берегу озера в Бельвью (Вашингтон), а Гейтс – в доме в Палм-Дезерте (Южная Калифорния).

Судя по всему, у пары не было брачного контракта. А по законам штата Вашингтон все нажитое в браке делится поровну, и это поначалу породило бурные обсуждения, что Френч может претендовать более чем на $60 млрд. Гейтс впервые вошел в рейтинг Forbes в 1995 г., через год с небольшим после свадьбы, с состоянием $12,9 млрд, которое сейчас оценивается уже в $132 млрд.

Но супруги договорились как-то иначе. В начале августа судья штата Вашингтон одобрил их договор о раздельном проживании, который урегулирует в том числе денежные вопросы. Его подробности не раскрываются. Еще до заседания суда Френч получила акций различных компании более чем на $3 млрд. После суда инвестфонд Cascade переписал на нее еще ряд активов. По оценке Bloomberg, сейчас ей принадлежит одних только акций более чем на $5,7 млрд и похоже, что раздел активов еще не закончился.

Отличница и активистка

Мелинда Френч родилась 15 августа 1964 г. в Далласе (штат Техас). Ее отец Рэймонд Джозеф Френч-младший – инженер, работал в космической программе НАТО. Должность была, видимо, не самой денежной, иначе он не стал бы подрабатывать в сфере недвижимости. Его жена Элейн посвятила себя воспитанию четверых детей – у Мелинды есть старшая сестра и два младших брата. В юности Элейн не стала поступать в университет и потом об этом жалела. Высшее образование для всех детей было ее idee fixe – во сколько бы это ни стало семейному бюджету.

Дети немало помогали отцу в его второй работе: стригли газоны, делали уборку в сдаваемых внаем домах, вели бухгалтерию («Мы видели, как деньги приходят и уходят», – рассказывала Френч Fortune). Чтобы было удобнее справляться с финансовой отчетностью, отец купил компьютер Apple II. Как говорила Мелинда, это была ее первая школьная любовь. Все разворачивалось по классическому сюжету подросткового романа, шутила она в интервью GeekWire: сначала ей позволяли общаться с любимым компьютером при родителях в гостиной, а потом разрешили уединяться с ним в спальне. Правда, это был уже другой компьютер – купленный специально для нее Apple III. Она и до этого увлекалась математикой, а тут перед ней открылся мир программирования.

«Мои родители постоянно твердили: «Ты сможешь добиться всего, чего захочешь», – говорила Мелинда в интервью газете Catholic Northwest Progress. Мелинда решила поступить в какой-нибудь очень престижный университет. За всю историю ее школы это удалось только двум выпускницам. Но когда она поехала подавать документы в Университет Нотр-Дам, выяснилось, что там только что закрыли факультет информатики. Руководство посчитало, что у этого направления нет будущего. Тогда Френч подала заявку в Университет Дьюка и прошла по конкурсу. У нее три диплома – бакалавра в области компьютерных наук, экономики и степень МВА. Известно, что Гейтс, бросивший Гарвард ради работы, очень гордился женой.

Не стоит думать, что Мелинда все время сидела за учебниками. В школе она возглавляла команду чирлидерш, вела дома курсы компьютерной грамотности, в Университете Дьюка проводила экскурсии по университетскому городку для будущих студентов и вступила в женское братство Kappa Alpha Theta. Учеба в университете была делом нелегким и студентки в свободное время расслаблялись на вечеринках, а романы следовали один за другим, писала The Seattle Times. Мелинда тоже была не прочь выпить пива и вскружить кому-нибудь голову, но ее романы не были скоротечными, и их было немного. Кстати, одно время у нее были отношения с Уильямом Ригли-младшим, наследником компании по производству жевательной резинки.

Несмотря на свой активизм, Мелинда не была душой компании и не могла похвастаться известностью в студенческой среде. Одна из участниц Kappa Alpha Theta (куда входило 80 студенток), которая жила в одном корпусе общежития с Мелиндой, признавалась: она бы и не вспомнила соседку, не выйди та замуж за Гейтса. Когда Мелинда съехала из общежития и стала жить одна, то держалась с соседями приветливо, но отстраненно, а в гости к ней мало кто заходил, кроме матери.

Как познакомились Мелинда и Билл

Мелинда была стажером в IBM, когда в 1987 г. ей предложили место в Microsoft. Там было гораздо проще быстро сделать карьеру, и это стало для девушки главным доводом в пользу новой работы. В Microsoft трудилось много молодежи, они засиживались в офисе допоздна и работали по субботам. Неудивительно, что романы завязывались «не отходя от рабочего места», писала The Seattle Times. Билл Гейтс не был исключением. Некоторые сотрудницы приходили в офис в майке с надписью «Женись на мне, Билл!»

Познакомились Мелинда и Билл случайно. На одном из мероприятий почти не осталось свободных мест. Мелинда с трудом нашла свободный стул, а соседний достался Гейтсу. Они мило поболтали, и на том все и кончилось. А через месяц снова случайно встретились на парковке. Гейтс попросил номер телефона и предложил пересечься недельки через две (раньше не получится, у него крайне плотный график).

Многие девушки были бы рады, но не Мелинда. Если верить Business Insider, она бросила в ответ: «Ты для меня недостаточно спонтанный». Через час раздался звонок от Гейтса. Он хотел узнать, будет ли достаточно спонтанно встретиться сегодня вечером?

Поначалу между ними не было ничего серьезного, тем более что Мелинда не переставала флиртовать с другими парнями, рассказывал Гейтс CNBC. Но время шло, и отношения углублялись. В какой-то момент в квартире Френч установили сигнализацию за счет Microsoft, а напротив ее дома стал дежурить сотрудник службы безопасности компании.

Однажды Мелинда вошла в спальню бойфренда и увидела флипборд, где были подробно расписаны две графы: за и против женитьбы. «Мы сильно заботились друг о друге, и оставалось только два варианта, как быть дальше: либо расстаться, либо жениться», – вспоминал Гейтс в интервью CNBC. Свадебная церемония прошла 1 января 1994 г. на поле для гольфа на гавайском острове Ланаи. Биллу было 38 лет, Мелинде – 29.

Тайное стало явным

Если бы об отношениях Мелинды и бывшего ее начальником Билла до свадьбы стало широко известно, ей пришлось бы уволиться из Microsoft – так считали оба, писала The Seattle Times. Гейтс попросил журналистов не раскрывать имени его девушки в своих статьях. Как ни удивительно, даже авторы желтых колонок сплетен прислушались к его просьбе.

Мелинда не любила быть в центре внимания. В 1995 г. журналисты The Seattle Times жаловались, что чета Гейтсов попросила всех жителей квартала, где выросла Мелинда, всех ее одноклассников и однокурсников, всех подруг и знакомых не обсуждать ее с прессой. И почти все так и сделали. В день свадьбы Гейтс арендовал все вертолеты в округе, чтобы им не докучали журналисты и любопытные. Еще один штрих к семейному портрету: весь наряд невесты обошелся менее чем в $20 000, хотя Гейтс уже был мультимиллионером. Дорогое обручальное кольцо с бриллиантом Мелинда часто переворачивала камнем вниз. Когда журналист газеты New York Journal American во время интервью стал слишком часто задерживать взгляд на кольце, Мелинда сняла его и спрятала за кофейной чашкой. В столовой Microsoft она стояла в общей очереди, как все остальные сотрудники. Детей она отдала в обычную школу и сама возила их туда на машине. «Она выглядит как обычная девушка из тех, что живут с вами по соседству, – писал журнал InfoWorld. – Она производит впечатление человека открытого, очень спокойного и уверенного в себе».

Милая, обаятельная, умная и со стальным стержнем внутри – так отзывались о ней знакомые в беседах с The Independent. Когда люди при ней по незнанию рассказывали какие-нибудь гадости про Гейтса или шутили, что он выглядит и ведет себя как ботаник, Мелинда молчала или переводила разговор. «Я бы так не смогла», – удивлялась ее подруга в разговоре с The Seattle Times.

В узком кругу Мелинда вела себя менее сдержанно. Как-то на вечеринке Microsoft Гейтса подначили, что тот не сможет перепрыгнуть через стол: он был в смокинге и туфлях со скользкой подошвой. Но он преодолел препятствие. Тогда в дело вступила супруга. Она поставила на столешницу зажженную свечу и предложила повторить прыжок. А когда Гейтс смог и это, принялась ставить все новые свечи, усложняя задачу.

Миллиардер в фартуке

В своей книге «Момент взлета. Истории женщин, которые бросили вызов патриархальному обществу» (The Moment of Lift: How Empowering Women Changes the World, 2019) Мелинда рассказывала, что они с Гейтсом оба любят головоломки и математические загадки и соревнуются, кто первым найдет решение. Она с самого начала позиционировала себя не как тень мужа, а как равного партнера. В Microsoft она претендовала на руководящие роли, отвечала за запуск электронной энциклопедии Microsoft Encarta, проекта по онлайн-бронированию Expedia, и в какой-то момент под ее началом было около сотни сотрудников.

Правда, не все проекты с ее участием были успешными. Например, попытка сделать операционную систему для неопытных пользователей Microsoft Bob. На свет появилась анимированная скрепка с глазами в Windows, щедро раздающая подсказки по использованию программ. Журнал PC World поместил этот проект на 7-е место в списке худших продуктов всех времен.

Гейтс был ошеломлен, когда Мелинда заявила ему, что увольняется из Microsoft, чтобы заняться воспитанием первенца, признавался он NPR (у них трое детей). Гейтс просто не мог представить ее домохозяйкой. И отчасти был прав: жена, хоть и не сразу, заставила Гейтса стать равным партнером в домашнем хозяйстве. Как-то она осознала, что, пока она собирает детей в поход, муж спокойно читает книгу. Когда она готовит еду, а потом наводит чистоту на кухне, муж и дети занимаются своими делами. Так что в один прекрасный день Мелинда после ужина встала в дверях и заявила, что, пока все вместе не уберут со стола и не вымоют посуду, никто из кухни не выйдет. И это навсегда стало обязательной программой. В другой раз Мелинда убедила Гейтса время от времени вместо нее возить детей по утрам в школу, вспоминала она в интервью службе новостей NPR. Эффект был неожиданным: другие отцы стали чаще подбрасывать своих детей до школы. Видимо, их жены заявили: «Сам Билл Гейтс помогает жене – ну а ты?»

Не дожидаясь пенсии

Впервые о том, как живут люди в бедных странах, Мелинда всерьез задумалась в 1993 г. Они с Гейтсом отправились в путешествие по Африке. Кроме диких животных и туристических бунгало им показывали, как живут обитатели обычных деревень, и даже пригласили зайти в гости в одну из хижин. В конце визита хозяин так расчувствовался, что пригласил американцев через месяц вернуться на торжественную церемонию женского обрезания его сестры. Мелинда пришла в ужас.

В следующем году Мелинда прочитала в The New York Times статью о том, что в мире миллионы людей, и в первую очередь дети, умирают от болезней, для излечения от которых американцу достаточно дойти до аптеки. А о некоторых недугах в США вообще не слышали. Она написала об этом записку Гейтсу. «Да, так мы с Гейтсом и общались по работе – клали друг другу записки на стол», – вспоминала она на страницах Fortune. Гейтс разыскал доклад Всемирного банка, упомянутый в статье, и вдумчиво ознакомился со всеми 344 его страницами. В интервью сайту TED Мелинда объясняла, что в этом и заключается разница между ней и мужем: «[Билл] будет действовать на основе статистики. А я основываюсь на интуиции. И я встречаюсь со множеством людей на местах».

К занятию благотворительностью их подталкивали с самого начала. Во время помолвки в 1993 г. мать Гейтса, смертельно больная (у нее был рак груди), зачитала речь. Основная идея воззвания была в том, что, кому многое дано, от того многое и ожидается. Через несколько месяцев она скончалась.

«Мы думали заняться благотворительностью после 60-летия Билла», – говорила Мелинда Fortune. Другими словами, дождаться выхода на пенсию. На деле получилось гораздо раньше. В 1994 г. был основан фонд, названный в честь отца Билла Фондом Уильяма Х. Гейтса, который занялся проектами в области здравоохранения. В 1997 г. появился фонд Gates Library Foundation, задачей которого было улучшить систему образования в США. В 2000 г. они слились в Фонд Билла и Мелинды Гейтс.

Все вместе

Долгое время за благотворительность отвечала в основном Мелинда. Но к 2008 г. Гейтс раздал свои исполнительные полномочия другим топ-менеджерам, оставив себе кресло председателя совета директоров. Всё ради того, чтобы больше заниматься благотворительностью. Ему было далеко до 60 лет – всего 53 года. В прошлом году он отказался и от места в совете директоров.

Несмотря на огромные ресурсы, Фонд Билла и Мелинды Гейтс, как правило, не финансирует благотворительные программы в одиночку, предпочитая привлекать и других людей, организации и даже правительства. Это помогает увеличить финансирование и, что еще важнее, привлекает больше внимания к проблеме и повышает лоббистские возможности. Мелинда любит приводить африканскую пословицу: «Если хочешь идти быстро, иди один. Если хочешь уйти далеко, иди с другими», – рассказывало интернет-издание The List.

Например, в июле этого года фонд Френч Pivotal Ventures провел конкурс проектов по расширению прав и возможностей женщин в США. Из 550 проектов было отобрано четыре, каждый получил по $10 млн. Это незначительная сумма в масштабах состояния Френч. Но она пригласила спонсировать проект вместе с ней Маккензи Скотт (бывшая жена Джеффа Безоса) и Линн Шустерман (урожденная Ротшильд).

Детей Гейтсы тоже с малых лет приучали к благотворительности. Например, возили на экскурсию по трущобам Кейптауна, когда старшей дочери было 10 лет, а ее брату восемь. В 2014 г., когда старшей дочери исполнилось 18 лет, Мелинда взяла ее с собой пожить три дня в деревенской хижине в Танзании. И не просто пожить, а помогать хозяйке справляться с домашними делами. На обеих американок этот опыт произвел неизгладимое впечатление.

Похоже, активы, переданные Гейтсом бывшей жене, в конце концов достанутся не ей и не ее детям, а жителям этой танзанийской деревни и всем остальным, кого поддерживают их благотворительные фонды. Мелинда говорила Fortune, что разделяет философию друга их семьи Уоррена Баффетта: «Очень богатый человек должен оставить детям достаточно, чтобы они могли заниматься, чем хотят, но недостаточно, чтобы они могли ничего не делать».

В клятве дарения Френч и Гейтс обещали направить на добрые дела 95% своего состояния. А газета New Zealand Herald и вовсе уверяла, что каждому из детей достанется всего по $10 млн. Старшая дочь Мелинды и Билла 25-летняя Дженнифер Катарин учится на врача. Как пишет газета Parade, на это ее вдохновило наблюдение за работой фонда ее родителей. 22-летний Рори Джон занялся изучением информатики, как и его мама. А 18-летняя Фиби Адель увлекается танцами и отучилась в Школе американского балета.