Сезон «Формулы-1» вступил в решающую фазу

Ночные забеги пилотов, просушка шин феном и другие подробности нового этапа гонок
Reuters/ Tim Chong

Формульная машина в первый момент больше всего напоминает игрушечную: в высоту она едва ли выше метра, а отстегивающийся руль - диаметром с неболь­шую тарелку

Сезон автогонок в классе Formula 1 вступил в решающую фазу. В прошлые выходные с Гран-при Сингапура началась азиатская серия из пяти этапов, итоги которых традиционно окажут решающее влияние на определение чемпиона сезона 2013 года. Корреспондент «Пятницы» отправилась в Сингапур, чтобы своими глазами увидеть то, что, вполне возможно, появится в нашей стране уже в 2014 году - как Гран-при Сочи.

Уйти в ночь

«Напишите, что атмосфера тут жаркая», - шутит Сандро Чиско, который отвечает за сотрудничество с Ferrari в «Лаборатории Касперского» (это пока единственный крупный российский спонсор в мире F1). Жарко в Сингапуре не только в переносном, но и в самом прямом смысле: хоть на этой трассе и проводится единственная в чемпионате ночная гонка (она начинается в 8 вечера по местному времени), температура воздуха во время заездов в этом году никак не ниже 30 градусов. Добавьте к этому влажность и огромное число поворотов на трассе - и несложно будет понять, почему действующий лидер чемпионата Себастьян Феттель из Red Bull накануне гонки назвал сингапурскую трассу «убийцей»: это один из самых изматывающих этапов в году не только для пилотов, но и для инженеров и техники. Пилоты проезжают 61 круг по 5073 м. «Это очень длинная гонка, целых два часа, - кажется, что она будет продолжаться вечно», - признавался пилот.

Сама трасса проложена по обычной дороге, на которой в другие дни, кстати, действуют городское ограничение скорости и огромные штрафы за превышение. Специально для F1 неподалеку от комплекса Marina Bay Sands построены зона питлейна с боксами команд и стартовая прямая - чуть больше 1 км. Все остальное - ограждения, трибуны, огромные мониторы, на которых зрители на трибунах могут видеть ход всей гонки, - монтируют специально для Гран-при, а после него - разбирают за несколько дней.

Наш самолет приземляется в Сингапуре ночью, и по дороге в отель водитель специально проезжает мимо трассы. Даже на фоне подсвеченных сингапурских небоскребов она кажется залитой ярким дневным светом. Этот эффект обеспечивают 12 генераторов и около 1500 прожекторов мощностью в 2000 ватт каждый- всего 3,18 млн ватт. Вечером в пятницу, после окончания свободных заездов, прямо на трассе занимаются бегом трое в форме команды Red Bull. Не знаю, добавляет ли жары освещение, но сказать, что бегуны обливаются потом, - не сказать ничего. Один из них издалека очень напоминает все того же Феттеля.

Запах резины

Жара - кажется, вообще одно из главных слов про F1 в Сингапуре. Первое, что ощущаешь, подходя к боксам сразу после окончания заездов, - едва не сбивающая с ног волна раскаленного воздуха, в котором к влажности и высокой температуре добавляется запах разогретой резины. На мне легкая блузка - и мне в первый момент становится еще жарче, чем было, - с ужасом представляю, каково пилоту и работающим на питстопах механикам - они-то в комбинезонах и шлемах. По подсчетам организаторов гонки, за 61 круг сингапурского этапа пилот теряет до трех литров жидкости (правда, у пилота прямо в шлеме есть специальное приспособление, позволяющее пить во время заезда - объем этого резервуара 6 литров).

Формульная машина в первый момент больше всего напоминает игрушечную: в высоту она едва ли выше 1 метра, отстегивающийся руль - диаметром с небольшую тарелку и кажется, что вся конструкция очень хрупкая. На самом деле практически вся машина, в том числе элементы подвески и тормозов, - из карбона. Сам болид весит около 600 кг, а электроника, которой он напичкан, в реальном времени передает инженерам в бокс информацию о работе всех систем. Мощность формульной машины - 700-750 лошадиных сил.

В боксах Ferrari - человек 20-30 и ни одного из них праздно стоящего. «Это примерно как в армии: у каждого своя задача», - объясняет Чиско. Пилот закончил заезд всего пару минут назад - а его болид уже разобран как детский конструктор: кузовные детали вместе с запасными тут же рядом сложены аккуратными стопочками, жидкости и топливо слиты, резина - одета в специальные чехлы с указанием, где какое колесо от какой машины. У прогретой резины лучше сцепление с дорогой, поэтому температуру колес поддерживают специальным прибором: в каждый чехол подведена трубка и датчик температуры. Около боксов сразу нескольких команд специальные сотрудники моют только что снятые с машин колеса, греют их фенами и чем-то наподобие ножа вручную очищают резину (а если приглядеться к трассе, по которой только что ездили болиды, - можно разглядеть на траектории резиновый «накат»).

Всего на гонке в Сингапуре в течение уик-энда работают больше 20 000 человек персонала - контролеров, охранников и так далее. 1104 из них - маршалы, контролирующие ход гонки на трассе (отдельные маршалы контролируют пожарную безопасность, медицинскую помощь, освобождение трассы в случае сходов пилотов и прочее) и волонтеры. Чтобы стать маршалом, придется учиться от 36 до 256 часов. В лидирующих командах счет сотрудников идет на сотни. В Red Bull на заводе Red Bull Racing Factory в английском Милтон-Кейнсе круглосуточно без выходных работают около 550 человек. На Гран-при выезжают 85 человек - их состав в течение года неизменен.

В Ferrari сотрудников около 700, на Гран-при отправляется примерно каждый седьмой. Между европейскими этапами оборудование для этой армии перевозят несколько десятков специальных грузовиков, а на самой трассе монтируются моторхоумы (у команды их может быть несколько, у Ferrari в одном из которых них есть даже кухня, на которой готовит шеф-повар команды, правда специальной диеты у пилотов, говорят, нет). На дальние этапы берут с собой только самое необходимое. Его набирается на пять грузовых Boeing 747 - DHL собирает грузы 11 команд в нескольких крупных европейских аэропортах.

Догнать звук

«Мы с друзьями каждый год ходим на Гран-при за звуком!» - с гордостью говорит молодой сингапурец Джош. Смотреть гонку, конечно, удобнее дома на большом телевизоре - тут вам и картинка, и крупные планы, и комментарии. Но звук на трассе пробирает до костей - такой искусственно не создашь ни одной системой. На первых кругах, пока разрыв между болидами минимальный, при их приближении кажется, что кожей чувствуешь вибрацию воздуха (а кругу к двадцатому уже можешь по звуку точно определить, через какое время болид пронесется мимо тебя).

Организаторы пишут на билетах строгую рекомендацию пользоваться берушами. Подготовленные болельщики сидят на трибунах в специальных наушниках с радио - так можно слушать трансляцию комментариев. Трансляция есть и на трибунах, но каждый болид проносится мимо примерно один раз в 1 минуту 50 секунд, и толком расслышать, что именно говорит комментатор, сложновато. Зато картинка на экране - та же самая, что у зрителей около домашних телевизоров (эта картинка - одна из главных статей дохода компании Formula One Management, которая владеет чемпионатом, - от телевизионной трансляции компания выручает в год сотни миллионов долларов).

Монитор напротив нашей трибуны перед стартом гонки в воскресенье барахлит - изображение пропадает. Трибуна, до сих пор довольно тихая, взрывается свистом и возмущением (забегая вперед - на «круге почета» после финиша пилотов приветствуют на порядок тише). Картинка возвращается - трибуна радуется, правда, уже не так бурно. Краем глаза вижу, как сотрудник в майке с надписью «организатор» фотографирует неработающий монитор и отправляет куда-то сообщение. Ровно через три минуты монитор начинает работать без перебоев.

Болельщики с бородой

Официально гоночный уик-энд стартует в пятницу, но первые сотрудники команд приезжают или прилетают на трассу в начале недели, а пилоты - в среду-четверг. В четверг команды могут настраивать машину, но выехать на трассу разрешается только в пятницу - день свободных заездов. В субботу после окончания квалификации боксы опломбируют - начинается так называемый «режим закрытого парка» - открыть их можно будет только в воскресенье, за пять-шесть часов до старта гонки.

Я ожидала увидеть множество поклонников F1 в цветах команд еще в аэропорту. Но нет: буквально пара человек. В самых туристических местах Сингапура днем в пятницу, до начала свободных заездов, удается насчитать только пару десятков: примерно половина - в майках Red Bull, треть - Ferrari и по несколько - Mercedes и Lotus (да и торговля командной атрибутикой в специальных магазинчиках на трассе идет не сказать чтобы бойко).

На трибуне болельщиков в цветах команд уже намного больше, чем в городе, но все же сказать, что тут каждый - болельщик, сложно. Тут все те же: Red Bull, Ferrari, Mercedes. Самая колоритная группа - крупные финские мужчины с окладистыми бородами - болельщики Кими Райконена, выступающего за Lotus. Они почти всю гонку проводят стоя, размахивают финскими флагами и бурно реагируют на успехи Кими.

В секунду, когда Феттель первым пересекает финишную черту, небо расцвечивается красными огнями, которые отражаются в стеклянных поверхностях небоскребов, но звук от фейерверка - все равно тише, чем от болида во время гонки. Финиш Райконена на третьем месте наша трибуна встречает гораздо громче, чем в третий раз подряд победившего на этой трассе Феттеля и его главного соперника в чемпионате Фернандо Алонсо на Ferrari.

Люди, покупающие билеты на F1, вовсе не обязательно интересуются «формулой» как таковой, болеют за команды и знают пилотов, объясняет Мелисса Оу, один из руководителей Singapore Tourism Board - государственного агентства, отвечающего за туризм. Из Европы на дальние Гран-при добираются только самые преданные фанаты. В этом году за три дня на гонке побывали более 262 527 человек, иностранцы составляют примерно 40 процентов из них (в десятке самых активных - туристы из Австралии, Германии, Индии, Индонезии, Японии, Малайзии, Филиппин, Тайваня, Великобритании и США). Это, гордится Оу, крупнейшее и самое успешное спортивное событие в Сингапуре. Но даже в сентябре это только одно из двух десятков крупных событий в городе, на которые приезжают туристы, бизнесмены и официальные делегации (всего за год в Сингапуре с его населением в 400 000 человек бывают 10 млн туристов).

Ежегодные расходы на организацию мероприятия - около 150 млн. сингапурских долларов, говорит второй министр торговли и индустрии Сингапура С Иваран. Около 60% этой суммы софинансирует государство. При этом каждое Гран-при, по его словам, приносит туристической индустрии Сингапура около 150 млн выручки - в полтора раза больше, чем рассчитывали чиновники и организаторы в самом начале.

Короли вечеринок

- Некоторые скажут вам, что самое интересное всегда происходит ночью, и это справедливо для Гран-при Сингапура, - говорит директор Singapore GP Джонатан Халлет. - Люди ждут возможности расслабиться и развлечься. Это не просто автогонка, хоть и на самой вершине спорта, но и музыкальное и театральное шоу, которое включает артистов мирового класса. Именно поэтому нам удается привлечь людей молодых и пожилых, фанатов гонок и тусовщиков - им нужно только выбрать, чем именно им хочется заняться.

Компания-промоутер Гран-при принадлежит семье местного миллиардера Он Пэн Сэна (Ong Beng Seng), часть бизнеса которого связана с гостиницами и индустрией развлечений. Возможно, поэтому в Сингапуре из Гран-при сделали настоящее шоу. Каждый год привозят концерты музыкальных звезд: в этом году для всех зрителей выступали The Killers и Рианна, а для владельцев дорогих билетов - еще Боб Гелдоф, Том Джонс и Джастин Бибер. Развлечения - очень важная часть Гран-при, объясняет Оу: «не будут довольны фанаты - у нас ничего не получится». Это, продолжает она, один из элементов конкуренции с Гран-при в других странах. «Каждый год мы стараемся придумать что-то новое, как мы можем сделать невероятный уик-энд? И нам приятно видеть, что многие люди возвращаются сюда на следующий год», - говорит она. В результате годовой бюджет мероприятия, - около 150 млн. сингапурских долларов.

Если болельщики в городе особо не выделаются из толпы обычных туристов, то сингапурские бизнесмены пытаются выделиться всеми возможными средствами: трансляцию этапа можно посмотреть хоть на мониторе в холле крупного отеля, хоть на крыше бара с видом на Marina Bay Sands, манекен в витрине местного магазина Hugo Boss наряжен в экипировку команды Mercedes, которую спонсирует производитель одежды, в меню многих ресторанов есть страница со спецпредложениями, посвященными гонке, в магазине часов в дьюти-фри на самое видное место выставлены спортивные модели, а в сентябрьском выпуске бортового журнала «Сингапурских авиалиний» целый разворот посвящен рецептам коктейлей на гоночную тематику. «За шесть лет, что проводится Гран-при, произошли заметные изменения: если сначала спецпредложения были только у клубов и ресторанов, то теперь свои спецпредложения к гонке готовят даже музеи», - рассказывает Оу.

Феттель говорит, что после победы в Сингапуре «чувствуешь, что заслуживаешь шампанского». Для тех, кто заслужил шампанское, и тех, кого оно интересует больше, чем автогонки, - сингапурский Гран-при тоже, пожалуй, один из самых тусовочных в году. Говорят, так, как в Сингапуре, тусуются только на самом светском Гран-при - в Монако. Здесь проводит одну из четырех своих вечеринок Amber Lounge в году сестра знаменитого гонщика Эдди Ирвайна Соня (пилоты на них выступают в качестве моделей на модном показе, а после гонки часто приезжают на afterparty), а местные вечеринки в клубах и на пляже начинаются едва ли не самого утра в субботу. Ночью в воскресенье - вечеринка едва ли не в каждом модном месте города - и наконец-то появляется ощущение, что весь город живет «Формулой 1»