Что ждет посетителей нового стадиона московского «Спартака»

Натуральный газон, гектар фудкорта и другие особенности стадиона «Открытие Арена»
Проект «Открытие Арена» выполнен американской компанией AECOM и английской фирмой Dexter

В конце июля официально будет введена в строй «Открытие Арена» - домашний стадион московского футбольного клуба «Спартак». Специальный корреспондент «Пятницы» отправился в район тушинского аэродрома, чтобы посмотреть на первый почти готовый объект чемпионата мира по футболу-2018.

Так стадион выглядит за три месяца до открытия: изнутри и снаружи

На «Открытие Арена» не будет никакого «порядка выхода» - со всех четырех трибун болельщики уйдут одновременно

48 важных лож

«Как правило, после постройки нового стадиона у клуба не бывает проблем с посещаемостью, - рассказывает Наиль Измайлов, мужчина в белой спартаковской каске, вице-президент клуба и директор спортивных проектов. - Люди приходят потому, что им интересно посмотреть на новую арену. Отток начинается примерно через год-два - и вот над тем, чтобы поддерживать посещаемость, когда ощущение новизны уже пройдет, нужно работать. Главное, что надо знать: мы не планируем зарабатывать на обычных болельщиках».

Как выясняется, деньги арене будут приносить VIP-гости, для которых на стадионе построено 48 лож - каждая вмещает 12 человек. «Это будет основным источником дохода для нас», - говорит Измайлов. Почти 70% VIP-лож уже проданы, при том что стадион еще не достроен, а стоимость годовой аренды составляет от 80 до 225 тысяч долларов в зависимости от набора услуг. Кто-то арендует ложу только для того, чтобы смотреть матчи, а кто-то хочет иметь доступ на стадион в любое время - например, чтобы провести переговоры, объясняет вице-президент.

Сейчас, за три месяца до открытия, арена готова процентов на девяносто. Поднявшись на фанатскую трибуну, мы видим два гигантских табло, установленных под козырьками стадиона, множество красных кресел, монтаж которых начался в середине февраля, и пару десятков рабочих, курсирующих по полю. Газон, замечает Наиль, будет натуральным (на этом настояли сами футболисты) и не потребует замены ни через год, ни через два. Его укладкой занимается та же компания SIS, которая отвечала за травяное покрытие арен в Донецке, Амстердаме и Мадриде.

Без бинокля

Болельщикам, привыкшим смотреть футбол не из VIP-ложи, придется выложить за годовой абонемент минимум 5 тысяч рублей (при условии всех возможных скидок) - и это на «фанатские» трибуны за воротами. Это чуть больше, чем «Спартак» просил, много лет арендуя стадион в «Лужниках» (в сезоне-2012/13 стоимость «фанатского» абонемента составляла 3550-4000 рублей), что вполне объяснимо гораздо большим спросом и уровнем комфорта для болельщиков.

Новый стадион «Спартака» отличается от «Лужников» не только ценами. Во-первых, трибуны здесь почти вплотную к полю, без беговых дорожек. Те, кто хоть раз видел английскую премьер-лигу, знают, как здорово это смотрится на телеэкране; те, кто регулярно бывал в «Лужниках», смогут наконец выкинуть бинокль в мусорное ведро.

Во-вторых, станция метро «Спартак», которая также должна открыться в этом году, находится под боком у стадиона. На «Открытие Арена» не будет никакого «порядка выхода» - со всех четырех трибун болельщики уйдут одновременно. Владелец «Спартака» Леонид Федун говорил ранее, что расчетное время выхода составит семь-восемь минут - это жесткие нормативы. Наконец, благодаря конструкции арены даже в дождливый ветреный день здесь почти нет сквозняка - по сравнению с прочими московскими стадионами, это заметное отличие. При этом все четыре трибуны находятся под козырьками, так что в случае дождя мокнуть придется исключительно футболистам.

Между будками

Внутри стадиона работы идут полным ходом. Измайлов обводит пространство рукой: «Здесь будет фуд-корт. Принципиальный момент: пресловутого холодного чая за 150 рублей у нас не будет. Будет нормальная еда по нормальным ценам. Уже подписан контракт с группой компаний «Шоколадница», в которую входит Burger King, «Ваби Саби» и другие». Леонид Федун, в свою очередь, рассказывал, что под предприятия общественного питания на стадионе будет отведено около восьми тысяч квадратных метров - почти гектар.

Мы рассматриваем огромную территорию стадиона - сейчас она заполнена бытовками, автомобилями и людьми в касках. Даже после первых официальных матчей болельщикам «Спартака» предстоит маневрировать между будками для строителей еще несколько лет. Проект под названием «Тушино 2018» - он же «город в городе» - включает в себя не только «Открытие Арена», но и крытый стадион на 12 тысяч зрителей, большую статую гладиатора, которая будет встречать болельщиков возле одной из трибун, а также клубную базу, фан-зону, гостиницы, торговый центр, офисы, жилые дома, несколько школ и детских садов. После чемпионата мира-2018 работы будут идти еще года два. Сам стадион почти наверняка не будет окупаться - в мире практически нет арен, которые прибыльны сами по себе, без прилегающей инфраструктуры. «Основной доход будет приносить как раз «город в городе», - подтверждает вице-президент «Спартака».