ФК «Зенит» не сможет брать в долг

«Ведомостям» стали известны подробности санкций UEFA в отношении «Зенита» за нарушение правил финансового fair play. Клубу запрещено брать кредиты на покупку игроков
fc-zenit.ru

Европейский союз футбольных ассоциаций (UEFA) в мае наказал нарушителей правил financial fair play (FFP), оштрафовав клубы и наложив на них разные ограничения. Среди тех, к кому союз применил санкции, есть и российские клубы: «Зенит» из Санкт-Петербурга, казанский «Рубин» и «Анжи» из Махачкалы (подробнее см. таблицу). С ними подписаны мировые соглашения.

Президент UEFA Мишель Платини выступает за то, чтобы играющие под эгидой UEFA клубы были финансово состоятельными и не тратили больше, чем могут заработать. При этом конкретные предельные показатели союз не устанавливает. Клубам, в частности, угрожают санкции вплоть до исключения из турниров под эгидой UEFA, если их потери за последние два сезона превзойдут 45 млн евро. UEFA оценивал выполнение этих правил клубами по итогам нескольких последних сезонов.

UEFA не обращается в клубы напрямую, объясняет гендиректор ФК «Спартак» (Москва) Роман Асхабадзе: «Эта организация взаимодействует с Российским футбольным союзом (РФС), в котором есть различные комитеты, в частности комитет по финансовому мониторингу и соблюдению требований FFP. И если у UEFA возникают какие-то вопросы, он адресует их РФС, который формирует комиссию для проверки клуба».

Специфика FFP не в том, что UEFA проверяет конкретные финансовые показатели (размер бюджета клуба, выручку, прибыль (убыток), затраты на трансферы, агентские комиссионные при трансферах и проч.), эти показатели разносятся исключительно с целью FFP на определенные затратные или доходные виды деятельности, в том числе и в части поступления денежных средств, комментирует представитель «Зенита», деятельность которого UEFA проверял за два последних сезона (если бы проверял за три сезона, «Зенит», скорее всего, требованиям бы соответствовал, отмечает он). Цель союза - не наказать тот или иной клуб, а привести деятельность клуба к определенным параметрам, которые соответствуют пониманию UEFA о FFP. При этом мировое соглашение конкретных «инструкций» - например, продать того или иного игрока, открыть пять магазинов и т. д. - не содержит, говорит собеседник газеты.

«Причины, по которым UEFA обратил на нас внимание, не в том, что наша выручка не соответствует нашим расходам (к слову, стоимость коммерческих контрактов «Зенита» признана полностью релевантной). По сути, единственный возникший вопрос к нам с точки зрения FFP в части безубыточности находится в сфере банковских кредитов («Зенит» брал кредит на покупку Халка и Витселя. - «Ведомости»), - продолжает представитель «Зенита». - Мы брали займы до того, как методика конкретных расчетов FFP была известна. С точки зрения стандартов учета, например, МСФО, по которым проверяет UEFA на предмет выдачи лицензий, никаких проблем с тем, что мы брали кредиты и возвращали их за счет операционной прибыли, не существует. Но оценка тех же самых кредитов по методикам FFP изменила наши показатели, в результате чего и было принято решение о необходимости заключения мирового соглашения». В результате, говорит представитель «Зенита», клуб не сможет привлекать банковские кредиты для покупки игроков, но это может быть компенсировано договоренностями с клубами, продающими игроков, о системе рассрочки. Один механизм будет заменен другим - банковский кредит можно заменить, скажем, товарным, отмечает он.

Московскому ЦСКА, как и «Зениту», выступать в Лиге чемпионов. В последний раз UEFA проводил ревизию клуба за 2013 финансовый год, говорит представитель ЦСКА: «Проверяли доходы, расходы, дебиторско-кредиторскую задолженность». Так как претензий к нам у UEFA не возникло, то и мер дополнительных нам применять не нужно, отмечает он.

Финансовые показатели клуба представитель ЦСКА, как и его коллеги из других опрошенных российских футбольных клубов, раскрыть и комментировать отказался.

Еще четыре клуба - московские «Локомотив», «Динамо» и «Спартак» (он, скорее всего, заменит «Ростов», выигравший Кубок России, но не прошедший лицензирование РФС), а также «Краснодар» - возьмут старт в Лиге Европы. UEFA не проверял «Динамо», но это может произойти в любое время и алгоритм проверок может быть разным, рассуждает представитель этого клуба: «Иногда [UEFA] может быть достаточно того, что представляют федерации, в нашем случае РФС. А в РФС «Динамо», в принципе, как и любой другой, представляет отчетность ежегодно. Именно по этим показателям РФС и выдает лицензии как для участия в чемпионате России, так и для участия в Еврокубках под эгидой UEFA». «Краснодар», сказал его представитель Денис Данильченко, в мае этого года с первой попытки прошел процедуру лицензирования - как российскую, так и UEFA. Клуб Сергея Галицкого «с первого года существования стремится соответствовать принципам fair play, в том числе и финансового», отметил представитель «Краснодара».

«Спартак» прошел лицензирование, у клуба нет проблем и по части финансирования, выплаты зарплат, соблюдения требований FFP и т. д., говорит Асхабадзе. Соответствие FFP - приоритетная задача для всех клубов, которые хотят играть в Еврокубках, но соблюдение требований FFP для российских и европейских команд - две совершенно разные истории, отмечает он: «Мы на разных полюсах, абсолютно разные реалии, а требования при этом одни и те же. Простой пример: если в Европе, в той же Англии, клуб, занявший последнее место в чемпионате, получает за сезон порядка 20 млн фунтов только за счет продажи телеправ, то у нас команда, которая становится первой, зарабатывает смешные по этим меркам $5-6 млн <...> Кстати, не только в Европе, но и, например, в Латинской Америке некоторые команды могут зарабатывать по $50-60 млн за сезон. Если бы мы работали в таких же условиях, то проблема соответствия FFP была бы автоматически исключена».

Асхабадзе отмечает, что с запуском собственного стадиона «Открытие арена» «Спартак» начнет зарабатывать на собственной инфраструктуре. В последнее время в российском футболе есть позитивные сдвиги, говорит менеджер, чемпионат стал интереснее для болельщиков. «Мы должны стремиться к тому, чтобы частные структуры, например независимые каналы, инвестировали в футбол. Должно повышаться качество организаций матчей, качество телетрансляций. Хотя и частных телеканалов у нас практически нет. В Европе существует Sky Sports, в Латинской Америке - Globo, а в Северной - ESPN. Это корпорации с миллиардными оборотами без государственного участия, которые знают, как сделать классный, презентабельный спортивный продукт, интересный людям, и при этом зарабатывать. В России на данный момент такого канала пока нет», - резюмирует Асхабадзе.

Представители «Локомотива» и «Анжи» отказались от комментариев, представители «Рубина» не ответили на вопросы, отправленные в клуб.