Берни Экклстоун: "Я никогда не сталкивался с коррупцией в России"

Гендиректор компании Formula One Management рассказал о будущем Formula 1 без ее самого влиятельного человека, отношении к Владимиру Путину и о том, почему правила в "королевских гонках" так часто меняются
Michaela Rehle/ AP

В воскресенье в Олимпийском парке в Сочи пройдет первый в истории России Гран-при Formula 1. Трасса в Сочи полностью готова к гонке, "все супер", заявил генеральный директор Formula One Management (FOM, управляет бизнесом Formula 1) Берни Экклстоун.

Россия и Сочи: настоящее и будущее

В ответ на вопрос "Ведомостей" о том, что в Сочи приехать на Formula 1 очень дорого, Экклстоун говорит, что сама

FOM никогда не устанавливает и не контролирует цены в отелях, точках общепита или продавцов сувенирной

продукции. "Я сожалею, что для кого-то приехать на этап дорого, но та же картина во всем мире: если вы едете на этап в Италии из Англии, это тоже обойдется недешево. А в Австралии, например, 25% посетителей местного Гран-при

приезжают из-за рубежа". Хотя это немного странно, отмечает он, ведь на Олимпиаду в Сочи люди приезжали "и из России, и из-за границы". "Вчера я ужинал с женой и друзьями в хорошем ресторане, но цены были довольно умеренными", - говорит бизнесмен.

Отвечая на высказанные сомнения о возможном падении популярности этапа в Сочи в будущем, Экклстоун

спрашивает: "Почему вы так считаете?" И, услышав про пример этапа в Турции, отрезает: "Гран-при Турции оказался

неуспешным по другим причинам, чем непопулярность у тех же европейских фанатов Formula 1". Это были "разные

причины", не конкретизирует он.

Способны ли повлиять на популярность этапа Formula 1 в России наложенные США и ЕС санкции? "Мы здесь, гонка

здесь, какие бы санкции наложены не были. Вот и вся разница", - категоричен Экклстоун. И добавляет: мы довольны партнерством с промоутером российского этапа и тем, как выполняются достигнутые ранее договоренности. FOM изучает возможности проведения гонок в других городах России, но никакой конкретики пока нет, уверяет Экклстоун.

Страна сама решает, нужно ли ей проводить этап Formula 1, и мы знаем о множестве стран, которые хотят проводить

такие гонки (сейчас, например, обсуждается возможность проведения Гран-при в Южной Африке), но без желания

самой страны ничего не бывает, отвечает Экклстоун на вопрос, что он думает о дискуссиях о слишком больших

затратах на олимпийские объекты в Сочи и трассу в Олимпийском парке. "Я никогда не сталкивался с коррупцией

здесь, в России", - говорит он.

Доходы и доходность

Formula One Management основана в 1987 г. Берни Экклстоуном, ее финансовые показатели не раскрываются. Основной совладелец FOM - инвестфонд CVC Capital Partners.

Несколько лет назад компания Экклстоуна и партнеров собиралась провести IPO в Азии, но тема размещения акций

FOM на бирже пока закрыта, отмечает Экклстоун. Акционерам сейчас неинтересно продавать долю в бизнесе,

потенциальных инвесторов тоже не видно, объясняет он. Российских в том числе, уточняет бизнесмен.

На вопрос "Ведомостей" о том, какой канал доходов сейчас приносит FOM наибольшую выручку, Экклстоун с улыбкой

отвечает фразой, которую он вынес, по его словам, из собственного опыта: "Никогда не говори о деньгах и о том, с кем ты был прошлой ночью".

Уровень доходности бизнеса FOM удовлетворяет Экклстоуна, но он не называет конкретных цифр. Гран-при Сочи будет для компании менее доходным, чем некоторые другие гонки, отмечает шеф F1 и сравнивает российский Гран-при по этому показателю с гонками в Европе.

При этом Экклстоун говорит, что видит потенциал для роста доходов этого бизнеса. Медиарынок меняется быстро и

постоянно, но сам он в новые медиа инвестировать не спешит: "Я не думаю, что мечтам людей (о бурном росте этого рынка) суждено сбыться".

Стоимость лицензии на включение этапа Гран-при в календарь чемпионата мира для разных этапов разная, отмечает Экклстоун. Он говорит, что это зависит от ряда причин. Но то, что включение сочинского Гран-при в календарь обошлось бюджету в 50 млн евро, а, например, этапа в Бахрейне - в $50 млн, это неправда, уверяет шеф FOM.

Предпочтения и популярность

Formula 1, как и почти все виды спорта в мире, теряет телеаудиторию, популярность снижается, признает Экклстоун. Кроме, пожалуй, английской футбольной премьер-лиги. Ведь есть столько вещей, которые можно посмотреть сегодня по телевизору и не только. На вопрос, кто же главный соперник Formula 1 в борьбе за телезрителей - Facebook, сериалы или что-то еще, он отвечает, указывая на лежащий на полу IPad. "Вот ответ на вопрос", - констатирует Экклстоун.

Formula 1 всегда имела гораздо больше поклонников и была популярнее на телевидении, чем футбол, который стал

столь популярным лишь в последние несколько лет, отвечает Экклстоун на вопрос "Ведомостей" о том, способна ли F1 конкурировать на ТВ с футболом и победить его на этом поле.

Что он думает и отвечает тем, кто называет гонки Formula 1 "старомодным шоу"? Да, 60 лет назад это тоже были те

же гонки на машинах, но и в футбол всегда играли, пиная по мячу и пытаясь загнать его в сетку, т. е. ничего не изменилось, шутит Экклстоун.

Он продолжает, что любой индивидуальный вид спорта нравится ему больше, чем командный. Например теннис: один парень против другого. Почему? "Я никогда не видел, чтобы команды играли как команды, все равно есть игроки, которые привлекают к себе повышенное внимание. Я не обвиняю их", - сказал Экклстоун "Ведомостям".

О роли личности в истории

Экклстоун высоко ценит роль президента России Владимира Путина в организации и проведении Гран-при в Сочи.

Впечатление бизнесмена от Путина "очень хорошее", он "первоклассный человек": "Я всегда поддерживал его и то, что он делает". Возможно, Путин мог бы управлять Европой или Америкой, "но, думаю, он занят", шутит Экклстоун.

Что будет, когда сам Экклстоун решит покинуть FOM? Ведь этот бизнес держится во многом на нем лично, контакты и

связи с рядом партнеров Экклстоун поддерживает сам. У него нет преемника, признается бизнесмен. Но у компании

отличный менеджмент и сотрудники и они смогут поддерживать компанию, я найду того, кто сможет управлять ею, сказал он "Ведомостям".

Об игре по-крупному и ее правилах

На вопрос "Ведомостей" о том, не бьет ли слишком частая смена правил гонок и параметров болидов по F1 (командам

приходится подстраиваться под меняющийся регламент, а разработки, на которые тратятся большие деньги, могут и

не пригодиться), Экклстоун отвечает дипломатично. "Мы должны управлять, используя демократические механизмы,

поэтому если все соглашаются на изменения правил, мы их меняем. Это ни в коем случае не мое личное решение".

За всю историю F1 около 70 команд, принимавших участие в гонках хотя бы одного сезона, не выжили и прекратили

существование, вспоминает шеф FOM, когда говорит о гонках бюджетов и о том, способны ли небогатые команды

выиграть чемпионат. "Таких команд не должно было быть здесь", - категоричен Экклстоун. И снова приводит

интересное сравнение: "Если я сажусь играть в покер вечером, я должен быть уверен, что смогу расплатиться в случае проигрыша". Некоторые команды должны хорошенько проверить, способны ли они действительно соревноваться с другими, резюмирует Экклстоун.