Статья опубликована в № 2651 от 21.07.2010 под заголовком: Удвоение «Одноклассников»

"Одноклассники" научились монетизировать аудиторию

За прошлый год социальная сеть «Одноклассники» увеличила чистую прибыль почти в 10 раз, а выручку – в 2,4 раза. Причиной может быть введение платных сервисов и сокращение затрат
ООО «Одноклассники»

социальная сеть. Акционеры: 100% – у британской odnoklassniki ltd, 60% которой – у Forticom Group (75% – у DST Юрия Мильнера, Григория Фингера и Алишера Усманова), 40% – у Ирины и Альберта Попковых. Финансовые показатели (РСБУ, 2009 г.): выручка – 1,54 млрд руб., чистая прибыль – 366,4 млн руб.

Российское ООО «Одноклассники» увеличило выручку в 2009 г. в 2,4 раза до 1,54 млрд руб. ($48,6 млн) по сравнению с уровнем 2008 г., а чистую прибыль – в 9,4 раза, с 39 млн руб. ($1,6 млн) до 366,4 млн руб. ($11,6 млн). Такие данные опубликованы в «СПАРК-Интерфаксе». Причины столь внушительного роста представитель социальной сети Светлана Беляева не раскрывает. Но еще в мае 2010 г. представители «Одноклассников» рассказывали, например, что месяцем ранее социальная сеть продала в 2,4 раза больше медийной рекламы, чем в апреле 2009 г.

Ожидания рынка были более скромными, считает председатель правления «Финама» Владислав Кочетков: никто не предполагал, что в кризисном 2009 году «Одноклассники» сумеют более чем удвоить доходы. Но сеть активно привлекала рекламодателей, проводила много промоакций, вот и результат, думает он. Например, в 2009 г. в «Одноклассниках» рекламировалась МТС и очень довольна этим сотрудничеством, говорит представитель сотовой компании. По его словам, «Одноклассники» предложили «интересные» условия.

У аналитика «Тройки диалог» Анны Лепетухиной другая версия. В конце 2008 г. «Одноклассники» ввели множество платных сервисов: платной стала регистрация, размещение фотографий, появилась возможность дарить виртуальные подарки. Именно платные сервисы, скорее всего, вырастили выручку сети, считает Лепетухина: ведь рост рекламного рынка в 2009 г. составил всего 4% (данные Ассоциации коммуникационных агентств России). А рост чистой прибыли мог быть связан с замедлением темпов увеличения числа пользователей «Одноклассников», полагает Кочетков, – снизились издержки на развитие инфраструктуры и персонал. Лепетухина согласна: в кризис компания могла сокращать издержки или, например, расплатиться по кредитам. Действительно, по итогам 2009 г. у «Одноклассников» нет финансовой задолженности (есть только 333,8 млн руб. долгов перед поставщиками), хотя годом ранее задолженность компании по кредитам составляла 95,3 млн руб.

Близкий к «Одноклассникам» источник объясняет: в 2008 г. компания только начинала зарабатывать, продавая рекламу, а в 2009 г. научилась продавать ее «пакетами», добавила рекламные места (где можно размещать баннеры), заработали платные сервисы.

Сравнить показатели «Одноклассников» не с кем. Mail.ru результаты своей социальной сети «Мой мир@Mail.ru» не выделяет. Гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин говорит лишь, что эта социальная сеть больше зарабатывает на платных сервисах, чем на рекламе. «В контакте» также не делится данными, а в «СПАРК-Интерфаксе» пока опубликованы лишь результаты 2008 г. – 161 млн руб. ($5 млн) выручки и 142,2 млн руб. ($4,5 млн) чистой прибыли. Кочетков оценивает выручку «В контакте» за 2009 г. в 1,2–1,5 млрд руб. ($37,9–47,4 млн), а чистую прибыль – в 200–250 млн руб. ($6,3–7,9 млн). Но данные очень приблизительные, поскольку о «В контакте» мало информации, подчеркивает он. За год с апреля 2009 г. около $10 млн могла принести «В контакте» только одна игра «Счастливый фермер» от компании I-Jet .

«Одноклассники» начали продвигать игры только в апреле этого года. По словам Беляевой, уже на старте они показали хорошие результаты и компания ожидает «дальнейшего роста». Ранее близкий к акционерам «Одноклассников» источник рассказывал «Ведомостям», что игры в этой сети монетизируются намного лучше, чем в «В контакте»: у нее более состоятельная, взрослая и привыкшая платить аудитория. С этим согласен основатель компании – разработчика игр для соцсетей Drimmi Никита Шерман.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать