Статья опубликована в № 2894 от 14.07.2011 под заголовком: Операция "Чистый поиск"

"Яндекс" наказал накрутчиков

«Яндекс» наказал компании, которые продвигают сайты в результатах поиска с помощью нечестных, по его мнению, методов. Эти компании могли потерять сотни миллионов рублей
С.Портер
Поймали на спаме

В феврале 2011 г. Google уличил в поисковом спаме американскую торговую сеть JCPenney, в которую входит около 1100 магазинов. Сайт jcpenney.com несколько месяцев был первым в поисковой выдаче по запросам «dresses», «skinny jeans», «home decor», «furniture» и др. А по запросу «Samsonite carry on luggage» («ручная кладь от Samsonite») jcpenney.com обогнал даже сайт самого производителя samsonite.com.

«Яндекс» наказал за поисковый спам больше 1000 сайтов, рассказал источник в крупной поисковой компании. Лицензия на использование поисковой системы «Яндекса» определяет поисковый спам как «попытки обмана поисковой системы и манипулирования ее результатами с целью завышения позиции сайтов (страниц) в результатах поиска». Для многих сайтов поисковые системы – основной источник посетителей, а чем больше посещаемость, тем больше доходы интернет-магазинов или новостных сайтов. В рунете, по данным Liveinternet, около 65% поисковых запросов приходится на «Яндекс». Неудивительно, что многие компании нанимают консультантов по «поисковой оптимизации» (search engine optimisation, SEO), с помощью которой они повышают свои позиции в результатах поиска: например, пользователь набирает «стеклопакеты» и среди первых результатов видит ссылку на сайт оптимизированной компании. Вот такие компании «Яндекс» недавно и понизил в результатах поиска: свыше 1000 сайтов – клиентов SEO-сервисов РБС, Megaseo, Perfectseo, Userator, Megaindex (включая сайты самих этих компаний).

Пресс-секретарь «Яндекса» Очир Манджиков подтвердил «Ведомостям», что поисковый сервис обнаружил ботнет (сеть компьютеров-роботов, или, для краткости, ботов, которой централизованно управляют), имитировавший поведение пользователей. Роботы заходили на «Яндекс», набирали в строке поиска запрос, а потом переходили в результатах поиска на сайт нужной им компании. При ранжировании результатов поиска «Яндекс» учитывает в том числе и поведение пользователей на странице выдачи, поэтому ботнету удавалось двигать вверх сайты клиентов. Единственный легитимный способ оптимизации сайта – «постоянная работа над улучшением его качества и удобства для пользователей», говорит Манджиков.

Представители РБС, Perfectseo и Userator подтвердили, что «Яндекс» «пессимизировал» положение их клиентов в результатах поиска. Megaindex и Megaseo не ответили на запрос «Ведомостей».

Объем рынка оптимизации сайтов в рунете – около $300 млн в год, оценивает управляющий партнер «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов. Если в результате действий «Яндекса» все продвигаемые, например, РБС сайты потеряли свои позиции в выдаче этого поисковика и компания вернет клиентам деньги, то, вероятно, она потеряет несколько сотен миллионов рублей.

Работа с поисковой машиной «Яндекса» приносит РБС 200 млн руб. в год, но «Яндекс» дает компании «далеко не основную часть выручки», рассказал ее президент Павел Маурус. Он уверяет, что его компания пострадала от нечестной конкуренции. Член совета директоров РБС Михаил Райцин объясняет: в 2009 г. «Яндекс» начал учитывать поведенческий фактор в результатах поиска, а в 2010 г. появились сайты по накрутке поведенческого фактора, обеспечивающие сотни и тысячи переходов пользователей из «Яндекса» на сайт буквально за сотню рублей.

Райцин говорит, что РБС никогда не имела дела с накрутками поведенческого фактора, но, как только в мае «Яндекс» начал с ними бороться, на сайт РБС bdbd.ru из «Яндекса» стали переходить сотни пользователей в неделю по запросу, который раньше привлекал десяток пользователей. Это говорит о том, что сайт bdbd.ru раскручивали конкуренты, из-за которых в результате РБС и пострадала, уверен Райцин.

В «Яндексе» учли вероятность деструктивных действий конкурентов, а потому тщательно перепроверили результаты работы алгоритма и исключают возможность ошибки, возражает Манджиков.

«Яндекс» всегда пытался что-нибудь «пессимизировать», ему нужна случайность выдачи, и надо ее как-то оправдывать», – рассуждает автор проекта Userator Роман Морозов. Он говорит, что в результатах поиска ухудшились позиции и тех проектов, которые никогда не работали с поведенческими факторами, а те, кто им занимался, улучшили позиции. Он заверяет, что Userator не работает с зараженными вирусами машинами и честно платит пользователям, которые позволяют системе работать с их компьютерами.

Представитель Perfectseo Илья Фомичев признает, что его компания работала с поведенческим фактором. Но как только «Яндекс» впервые заявил о негативном отношении к этой технологии в мае, Perfectseo от нее отказалась и уведомила об этом поисковую систему. По словам Фомичева, поведение пользователей компания имитировала с помощью другой компании.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать