"Вымпелком" поставил антирекорд

Выручка «Вымпелкома» от мобильной связи в IV квартале 2011 г. выросла больше, чем у конкурентов, но по рентабельности оператор показал наихудший результат в «большой тройке» – 37,1%
М.Стулов/ Ведомости

Вчера международный холдинг Vimpelcom Ltd. отчитался за IV квартал 2011 г. Выручка его российской «дочки» – «Вымпелкома» выросла к аналогичному периоду 2010 г. на 10% (до 71 млрд руб.), как и доходы от мобильной связи (57,2 млрд руб.). МТС увеличила доходы от мобильной связи всего на 3%; «Мегафон» же, еще осенью 2010 г. вытеснивший «Вымпелком» со 2-го места по выручке от мобильной связи, – на 9,1%.

Капитальный прогноз. 60

млрд руб. составили капвложения «Вымпелкома» в 2011 г., увеличившись за год на 26%. Инвестиции составили 22% от выручки оператора. В 2012 г., по словам гендиректора Vimpelcom Ltd. Джо Лундера, объем капвложений в России останется таким же, а выручка «Вымпелкома» должна подрасти, так что показатель capex/sales обещает оказаться более низким. К 2014 г. он должен снизиться до 15%, добавил Кудряшов.

Vimpelcom Ltd.

Телекоммуникационный холдинг. Оказывает услуги мобильной и фиксированной связи в России, на Украине, в Италии, Алжире и еще в 15 странах. Акционеры: Telenor (36,36% голосующих акций), Altimo (24,998%), Нагиб Савирис (18,3%), Виктор Пинчук (5,995%). Капитализация – $18,3 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2011 г.): выручка – $23,5 млрд, EBITDA – $9,36 млрд, чистая прибыль – $488 млн.

«Вымпелкому» помог, в частности, мобильный интернет-доступ, рассказал его гендиректор Антон Кудряшов. Квартальная выручка от этой услуги выросла на 41% – больше, чем количество ее пользователей (+32%), обратила внимание вице-президент по маркетингу и бизнес-развитию Ольга Турищева. Правда, и у МТС, и у «Мегафона» доходы от мобильной передачи данных увеличились в IV квартале еще больше – на 46% и 41,6% соответственно. Кроме того, абоненты «Вымпелкома» увеличили среднюю продолжительность разговора по мобильному телефону – с 228 минут в месяц в IV квартале 2010 г. до 259 в отчетном квартале; правда, произошло это ценой снижения средней стоимости минуты разговора (APPM, Average Price per Minute) с 1,46 до 1,26 руб.

Одна из задач, поставленных акционерами перед «Вымпелкомом», – это «прибыльный рост», сказал Кудряшов «Ведомостям» (см. интервью на стр. 05). Но в IV квартале 2011 г. рост выручки «Вымпелкома» сопровождался падением его рентабельности по EBITDA до минимального уровня – 37,1% (годом ранее было 43,4%). МТС завершила квартал с рентабельностью 43,2%, и даже «Мегафон», активнее других продававший sim-карты и тратившийся на комиссии дилерам, показал более высокую рентабельность, чем «Вымпелком», – 38,5%.

Кудряшов объяснил снижение рентабельности сокращением APPM до «конкурентного уровня», изменениями валютных курсов, ростом низкомаржинальных продаж абонентского оборудования, а также списанием запасов устаревших моделей. Исполнить поручение акционеров Кудряшов намерен, сокращая «непродуктивные издержки», совершенствуя тарифную политику, а также строя инфраструктуру (например, вышки для базовых станций) совместно с другими операторами. В 2012 г. ценовая конкуренция между операторами должна уменьшиться и это может помочь «Вымпелкому» вернуть рентабельность, пишет в отчете аналитик «ВТБ капитала» Виктор Климович. Результаты «Вымпелкома» слабее, чем ждал рынок, но если оператор откажется от агрессивной маркетинговой политики, то может повысить рентабельность, согласен Константин Чернышев из «Уралсиба».

Бумаги Vimpelcom Ltd. на Нью-Йоркской фондовой бирже подешевели вчера к 19.30 МСК на 4,65%.