В катастрофе Ту-134 виноваты люди на земле и в воздухе

Обвинение по делу о катастрофе годичной давности в Карелии предъявлено работникам аэродрома и чиновнику Росавиации
ANATOLY MALTSEV/ EPA/ИТАР-ТАСС

Обвинение по делу о катастрофе самолета Ту-134 в Карелии 20 мая 2011 г. близ аэродрома «Бесовец» (Петрозаводск) предъявлено чиновнику Росавиации и двум сотрудникам аэропорта, сообщил в среду официальный представитель Следственного комитета России (СКР) Владимир Маркин.

Летевший из Москвы самолет разбился при заходе на посадку в 700 м от взлетной полосы аэропорта Петрозаводска поздно вечером 20 июня 2011 г. На борту находились 52 человека, 47 из них погибли. В числе погибших оказалось руководство и ключевые сотрудники нескольких предприятий «Росатома».

Владимиру Шкарупе и Владимиру Пронину, ответственным за метеорологическое обеспечение и организацию воздушного движения, предъявлены обвинения по ч. 3 ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). Санкция статьи – принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет. «Кроме того, начальнику управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Эдуарду Войтовскому, выполнявшему государственные функции по обязательной сертификации аэропорта, предъявлено обвинение в халатности (ч. 3 ст. 293 УК РФ)», - заявил Маркин. Максимальная санкция этой статьи - лишение свободы на срок до семи лет.

Из сообщения СКР следует, что Шкарупа и Пронин, зная о том, что «организация воздушного движения на аэродроме «Бесовец» осуществлялась с использованием приборов, запрещенных к эксплуатации, без полного комплекта оборудования для наблюдения за видимостью при взлете и посадке», подали заявление о переоформлении сертификата. Войтовский же, указывает СКР, «вынес незаконное решение о переоформлении и подписании сертификата без проведения необходимых проверочных мероприятий». Он же в октябре 2010 г. принял решение о переносе срока инспекционного контроля АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» на август 2011 г.

Нарушения «на земле» не отменяют нарушений в работе членов экипажа при выполнении посадки, указывает СКР. В расследовании Межгосударственного авиационного комитета (МАК) указано, что «способствовавшими факторами» катастрофы самолета Ту-134А RA-65691 авиакомпании «Русэйр» были:

- Неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами со стороны командира ВС при выполнении захода на посадку.

- Выполнение полета штурманом в состоянии легкой степени алкогольного опьянения.

- Использование экипажем на предпосадочной прямой только информации спутниковой навигационной системы KLN-90B в нарушение требований дополнения к Руководству по летной эксплуатации самолета Ту-134.

- Неоправдавшийся прогноз погоды, а также несоответствие переданных экипажу за 30 и за 10 мин до посадки данных о погоде на аэродроме Петрозаводска фактической погоде.

Сам самолет до столкновения с землей был полностью исправен, указывает МАК.

Напомним, что после катастрофы Ту-134 тогдашний президент России Дмитрий Медведев выступил за полный вывод самолетов этого типа с регулярных авиарейсов с 2012 г. Эксперты авиапрома и эксплуатанты тогда же указали, что этот тип является одним из самых надежных и выводится из эксплуатации естественным путем по соображениям возраста машин и топливной экономии. Прямой сменщик заслуженного самолета – Superjet ОКБ Сухого.