YouTube дорос до масштабов Facebook

Крупнейший видеохостинг рунета насчитал у себя 1 млрд ежемесячных пользователей, почти сравнявшись по этому показателю с Facebook

Ежемесячная аудитория видеохостинга YouTube достигла 1 млрд уникальных пользователей, сообщила владеющая этим сервисом Google. Таким образом, YouTube догоняет по популярности социальную сеть Facebook, отметившую миллиардный рубеж в октябре 2012 г.

«Если бы YouTube был государством, то по численности населения он занял бы третье место в мире после Китая и Индии, – написала команда YouTube в корпоративном блоге. – Примерно каждый второй пользователь сети посещает YouTube».

Этот сервис был создан в феврале 2005 г., через год после появления Facebook. Поначалу это была самостоятельная компания, управлять которой можно было из небольшого офиса, располагавшегося над кафе в калифорнийском Сан-Матео. YouTube предложил интернет-пользователям, подключенным по широкому каналу, новую возможность искать и смотреть видео, в том числе любительские, что послужило началом настоящего бума социальных сетей с пользовательским контентом. К октябрю 2006 г. штат YouTube составлял 67 человек, а ежемесячная аудитория сервиса достигла 34 млн уникальных пользователей. Параллельно с ростом масштабов бизнеса у компании накапливались проблемы, связанные с исками правообладателей и расходами на каналы связи. Тут-то в дело и вмешалась Google, совершившая самую крупную в своей истории на тот момент покупку, заплатив за популярный видеохостинг $1,65 млрд.

Сегодня YouTube – второй в мире по посещаемости ресурс после поискового портала самой Google. В его онлайн-архивах наряду с миллионами любительских роликов немало и профессионального контента, а среди партнеров – игровая сеть Machinima, новостное издательство Vice Media и музыкальная сеть Vevo.

Пример корейского музыкального клипа Gangnam Style – первой видеозаписи на YouTube, число просмотров которой перевалило за миллиард, свидетельствует об огромном потенциале этого видеохостинга для популяризации артистов и продюсеров. Кроме того, Google пытается организовать на базе YouTube платные каналы и таким образом вступить в конкуренцию с видеосервисами вроде Netflix и Hulu, а также с традиционными телекомпаниями.

Google активно вычищает с YouTube пиратский контент, и это помогает видеопорталу привлекать рекламу. Среди рекламодателей YouTube все 100 ведущих брендов из списка журнала AdAge. Правда, Google еще ни разу не сообщала, является ли ее видеохостинг прибыльным. Между тем, согласно прогнозу eMarketer, обороты одного только американского рынка цифровой рекламы в 2013 г. должны достичь $42 млрд, а доля видеосайтов в онлайн-бюджетах рекламодателей, ныне составляющая 8%, увеличится до 15%.

По оценке аналитика Pivotal Research Брайана Уизера, в прошлом году реклама в видеороликах принесла YouTube порядка $1,3 млрд. «Но не исключено, что рост популярности YouTube среди пользователей ухудшает ее финансовые показатели, – говорит Уизер. – Точной картины мы не представляем. Рост числа пользователей важен, но прежде всего следует поинтересоваться, растет ли число рекламодателей, и если да, то как темп этого роста соотносится с динамикой капитальных и текущих расходов». Пока лишь 10% контента YouTube предоставляется на коммерческой основе.