«Связной» стал виртуальным оператором мобильной связи

Он будет оказывать услуги абонентам, используя сотовую сеть МТС
А.Махонин/ Ведомости

Розничная сеть «Связной» стала виртуальным оператором (Mobile Virtual Network Operator, MVNO) - с 10 ноября она начинает оказывать услуги связи, используя сотовую сеть МТС, следует из сообщения обеих компаний. Абонентам предлагается два тарифа: без абонентской платы с помегабайтной тарификацией мобильного интернета и с ежемесячной платой 400 руб. (в нее включены 1,5 Гб трафика данных).

Тарифы «Связного» в целом сравнимы с условиями МТС и ее конкурентов. Основное их отличие - различные бонусы и скидки для клиентов «Связного», говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. МТС таким образом хочет привлечь новых абонентов в свою сеть, а нести затраты на привлечение и обслуживание этих клиентов оператор не будет.

Инвестиции в проект со стороны «Связного» минимальны, в основном это затраты на создание специального сайта, маркетинг и обучение персонала, говорит представитель ритейлера Мария Заикина. По ее словам, при разработке продукта «Связной» использовал опыт западных игроков: у многих популярных на Западе MVNO мобильный тариф - это базовое предложение клиенту, а к нему добавляются дополнительные услуги и специальные предложения.

Представители МТС и «Связного» не говорят, как будут делить доходы от продажи совместной услуги, а результатами подключений готовы будут поделиться через 2-3 месяца после запуска MVNO.

Это не первая попытка российской розницы создать собственный MVNO. Например, в 2008 г. «Ашан» вместе с МТС запустили виртуального оператора «А-мобайл». По данным J'Son & Partners, в мае 2009 г., менее чем через год после запуска, на эту услугу подписалось около 70 000 абонентов. В 2007 г. на базе сети поволжского оператора СМАРТС аналогичную услугу начала продавать «Евросеть». К ней подключилось около 10 000 абонентов. Но в итоге розничная сеть прекратила развивать этот проект.

Если у компании нет собственной номерной емкости и биллинга, это не MVNO, а брендирование sim-карт оператора, говорит вице-президент «Евросети» по коммерции Виктор Луканин. Особой необходимости в MVNO «Евросеть» не видит - у нее был такой проект, его развитие было остановлено еще в 2009 г., говорит он. Ни емкость сети связи, ни маржинальность этого бизнеса не делают его интересным для ритейла, объясняет Луканин. Виртуальные операторы выгодны, когда есть лишняя емкость сети, которая продается оптом. А у МТС такой емкости нет, утверждает он.

МТС верит в успех проекта: посетители «Связного» приходят в магазины именно за подключениями к услугам связи, а у ритейлера есть мотивация развивать продажи этих контрактов, парирует Солодовников.

Виртуальный оператор может получать 30-60% от суммы платежей абонентов - все зависит от того, какие услуги берется оказывать компания, объясняет экс-директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group (до 2011 г. она продвигала через магазины «Перекресток» контракты MVNO «Аллё», также работавшего на сети МТС) Михаил Сусов. В случае со «Связным» виртуальный оператор может получать до 50% доходов, предполагает он.