"Протон" перестал быть самым дешевым тяжелым носителем

Первый запуск тяжелого спутника связи частной компанией SpaceХ, возможно, предвещает передел этого рынка

  • Наталья Райбман,
  • Сергей Смирнов
J.Raoux / AP

Американская компания Space Exploration Technologies (SpaceX) впервые в истории успешно вывела на геопереходную орбиту тяжелый коммерческий спутник связи. Это означает появление сильного конкурента государственным компаниям в этом сегменте, пишет The Wall Street Journal: запуск ракеты-носителя Falcon 9 стоит $50-60 млн по сравнению с $80 млн для российского "Протона" и порядка 100 млн евро для европейской Ariane 5. До сих пор "Протон" был самым дешевым тяжелым носителем.

Запуск состоялся в 2.41 среды по московскому времени с космодрома на мысе Канаверал во Флориде после трех неудачных попыток на прошлой неделе. Вывод полезной нагрузки - телекоммуникационного спутника SES-8 (масса 3,2 т, стоимость $100 млн) нидерландского оператора спутниковой связи SESWorld Skies - прошел по схеме с двумя включениями второй ступени Falcon 9. В отличие от "Протона" у американской ракеты нет разгонного блока, и уже через 30 минут после запуска двигателей первой ступени в Twitter SpaceX появилось сообщение, что запуск прошел успешно и спутник находится на расчетной геопереходной орбите. Компания заявила, что у нее 50 твердых заказов на запуски, более 60% - от негосударственных заказчиков

На счету SpaceX уже 10 запусков космических грузовиков на МКС по заказу NASA, пишет WSJ, а всего около 50 пусков, но до сих пор они ограничивались низкими орбитами. Нынешний же пуск доказал способность ракеты-носителя Falcon 9 выводить тяжелые спутники на высокие орбиты. SES-8, выведенный на геопереходную орбиту с перигеем 300 км и апогеем 80 000 км, в дальнейшем под управлением оператора переместится в целевую точку геостационарной орбиты. Он будет обеспечивать связью клиентов в Индии, Китае, Вьетнаме и других странах АТР.

На рынке коммерческих запусков телекоммуникационных спутников наиболее крупными игроками сейчас являются европейская компания Arianspace с ракетами Ariane 5 и совместная российско-американская компания International Launch Services (ILS), которая использует ракеты "Протон", отмечает ВВС.

Стратегия SpaceX заключается в привлечении клиентов относительно низкими ценами и меньшими сроками подготовки пусков, пишет WSJ. Компания заявляет, что Falcon 9 - самое дешевое средство выведения аппаратов в космос. "Появление SpaceX на коммерческом рынке изменит правила игры. Это внесет серьезные коррективы в индустрию", - заявил ВВС технический директор SES Мартин Халлиуэлл. "Все операторы коммерческих спутников ждали, чтобы на рынке появилось нечто вроде SpaceX", - заявил WSJ консультант TelAstra Inc. Роджер Раш.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать