Microsoft может отказаться от использования бренда Nokia

Корпорация разрабатывает новую торговую марку

В конце прошлой недели Microsoft завершила сделку по покупке у Nokia производства мобильных устройств стоимостью 5,4 млрд евро. Теперь она разрабатывает для этих устройств новую торговую марку: бренд Nokia, равно как и собственный бренд Microsoft Mobile, корпорация на следующем этапе развития этого бизнеса использовать не планирует. Об этом сообщила вчера газета Financial Times, процитировавшая бывшего гендиректора Nokia, а ныне руководителя подразделения аппаратных устройств Microsoft Стивена Элопа. Microsoft не намерена долго использовать бренд Nokia, пояснил он. Что придет ему на смену, Элоп не сказал, но заверил, что «это не будет «Nokia Lumia 1020 с Windows Phone для LTE-сети AT&T»... слишком много слов! Пока выговоришь, язык сломаешь».

Бренд Nokia по-прежнему принадлежит компании Nokia, говорит представитель Microsoft. Но американская корпорация, став собственником части бизнеса Nokia, не только пообещала поддерживать ее устройства, но и получила право использовать бренд Nokia для мобильных телефонов в течение 10 лет. Кроме того, ей досталась лицензия с ограниченным сроком действия на маркетинг устройств под брендом Nokia, напоминает представитель Microsoft.

Nokia много лет была лидером мирового рынка смартфонов, но во II квартале 2011 г. уступила первенство корейскому Samsung - практически сразу после того, как отказалась от собственной операционной системы Symbian в пользу Windows от Microsoft (а не Android от Google, как большинство других производителей). По итогам 2013 г. Nokia даже не вошла в топ-5 мировых сборщиков смартфонов, хотя сохранила лидерство в сегменте простых телефонов, продав 218 млн таких устройств - на 85 млн больше, чем Samsung, свидетельствуют данные IDC.

Теряет Nokia долю рынка и в России. Еще в IV квартале 2013 г., по данным розничной сети МТС, Nokia была на 2-м месте в России по продажам смартфонов (на нее пришлось 9,8% продаж в штуках), а в I квартале 2014 г. скатилась на 4-е место (9,1%). На рынке же обычных телефонов Nokia пока лидирует - как в денежном, так и в натуральном выражении она стабильно занимает 35-40%, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников.

Для сравнения: на смартфоны под брендом Windows Phone в IV квартале 2013 г. приходилось всего 4,9% российского рынка (4-е место; данные МТС). В мировых отгрузках смартфонов за тот же период доля Windows Phone составила 3% (данные IDC).

Как Microsoft распорядится брендом Nokia, прекратив использовать его в названиях смартфонов, Элоп не сказал. Стоимость этого бренда агентство Interbrand оценивало в 2013 г. чуть более чем в $7,4 млрд (№ 57 среди 100 самых дорогих брендов мира).

Nokia - известный бренд с большой историей, в России он и сейчас достаточно силен, констатирует президент брендингового агентства Mildberry Олег Бериев. Если он исчезнет, многие лояльные пользователи Nokia будут разочарованы. С другой стороны, в мире телекоммуникационных брендов все быстро меняется, одни бренды появляются, другие стремительно исчезают, рассуждает Бериев: несколько лет назад Motorola была одним из крупнейших мировых производителей телефонов, а теперь об этих аппаратах мало кто помнит. «Бренд помнят, пока его могут и хотят купить. А через несколько лет это лишь история», - согласен президент «Евросети» Александр Малис.

Не столь важно, как будут называться продукты объединенных Nokia и Microsoft, главное, чтобы сохранялись преемственность и использование лучших разработок, считает представитель «Связного» Мария Заикина.