«Связной» и МТС больше не продают ноутбуки

«Связной» прекращает продавать теряющие популярность ноутбуки, их место на прилавках займут планшеты. Другие продавцы электроники в основном не готовы к столь решительным переменам
Андрей Махонин/ Ведомости

Запаслись ноутбуками. 24,85

миллиона ноутбуков было поставлено в Россию в 2011-2013 гг. (данные IDC). Отгрузки планшетов за это же время составили 13,74 млн устройств

«Связной» освобождает прилавки своих магазинов от ноутбуков - к концу лета 2014 г. эти устройства будут продаваться только в его интернет-магазине, рассказала представитель компании Мария Заикина. В обычных же салонах их можно будет заказать только через электронный каталог. Освободившиеся торговые площади займут планшеты: «Связной» планирует отвести под эти устройства около 20% всего пространства на полках в магазинах. В традиционной рознице покупатели все более явно предпочитают планшеты ноутбукам, объясняет Заикина, а в интернете люди активно покупают и то и другое. По оценке «Связного», в I квартале 2014 г. ноутбуков в России продано на 36% меньше, чем годом ранее, а выручка от их продажи сократилась на 25%. Продажи планшетов, наоборот, выросли: в штуках - на 57%, в деньгах - на 18%. Если год назад доля планшетов в общих продажах мобильных компьютеров составляла 42% по количеству устройств и 34% в деньгах, то в I квартале она выросла до 64 и 45% соответственно.

Торговать планшетами и экономически выгоднее, и проще, объясняет сотрудник одной из российских розничных сетей: оборачиваемость этих устройств - около восьми недель, а ноутбуков - около 10. Ноутбуки приходится закупать у поставщиков по предзаказу, чтобы получить устройства с нужной конфигурацией, а планшеты достаточно заказать со склада в нужном количестве, добавляет он. Заикина подтверждает: оборачиваемость планшета на 20-30% выше, чем ноутбука.

Продажи ноутбуков в рознице снижаются в связи с ростом популярности планшетов, стремительным уменьшением рыночной доли нетбуков и другими факторами, считает аналитик IDC Наталья Виноградова. По данным IDC, в I квартале 2014 г. в Россию было отгружено около 1,05 млн портативных ПК - на 28% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. А в прошлом году рынок ноутбуков сократился на 32,1%, добавляет Виноградова и прогнозирует: видимо, тенденция к падению их продаж сохранится и в текущем году.

Розничная сеть МТС прекратила продавать ноутбуки еще в 2013 г. и заменила их на планшеты, рассказывает представитель сотовой компании Дмитрий Солодовников. Продажи планшетов в России выросли во II квартале 2014 г. на 25% к уровню годичной давности, считает он. Самому оператору тоже выгоднее продавать планшеты: интернет-трафик с этих устройств и со смартфонов постоянно растет и к концу 2014 г., согласно расчетам МТС, превысит 50% всего мобильного интернет-трафика.

Другие розничные сети не спешат расставаться с ноутбуками.

В сети магазинов электроники «Ион» в первом полугодии 2014 г. продажи ноутбуков в штуках снизились на 10%, но в деньгах они стабильны, рассказывает представитель «Ион» Вилли Крючков. Уменьшаются продажи относительно недорогих устройств - до 20 000 руб. (вместо них все чаще покупают планшеты), а на дорогие модели спрос неизменен, объясняет он. Поэтому «Ион» планирует сократить ассортимент недорогих ноутбуков в пользу планшетов.

Не планирует убирать ноутбуки с полок и «М.видео», говорит ее представитель Антон Пантелеев. Хотя продажи этой категории товаров уже не растут такими взрывными темпами, как раньше, но и списывать ее со счетов пока рано, считает он. Сейчас ноутбук есть практически у всех, у многих даже не один, и происходит эволюционная замена этих устройств, объясняет Пантелеев. Он признает, что доля ноутбуков в продажах компьютерной техники (настольные ПК, моноблоки, планшеты, ноутбуки) снижается. В магазинах самой «М.видео» доля ноутбуков (в штуках) составляла 68,2% компьютерного ассортимента в 2012 г., 48,7% в 2013 г. и 40,7% в первой половине 2014 г.

Классические ноутбуки постепенно вытесняются новыми категориями портативных компьютеров - трансформерами, игровыми устройствами, констатирует Пантелеев. Впрочем, сенсорные экраны, раскладывающиеся корпуса и другие подобные инновации не сильно влияют на массовый спрос, уточняет руководитель группы маркетингового анализа «Эльдорадо» Никита Семенов.

Убирать ноутбуки из магазинов не собирается пока и Media Markt, говорит ее представитель Анна Трофимова, хотя и признает: планшеты вытесняют ноутбуки из IT-категории уже несколько лет.

В магазинах «Евросети» ноутбуки останутся как минимум до конца 2014 г., передал «Ведомостям» директор департамента закупок этой компании Алексей Широков. Сокращать эту товарную группу «Евросеть» не планирует. Львиную часть спроса - 81% в денежном выражении и 83% в количестве устройств - занимают ноутбуки с диагональю дисплея 12-17 дюймов, планшеты не могут их заменить, уверен Широков. В онлайн-магазине «Евросети» ассортимент ноутбуков шире, чем в обычных салонах, там представлено больше производителей, добавляет он.

Виноградова из IDC считает в отличие от продавцов электроники, что и рынок планшетов мало-помалу тоже сокращается: в I квартале 2014 г. в Россию было поставлено около 1,66 млн устройств - на 8% меньше, чем за аналогичный период 2013 г., а в денежном выражении рынок сократился на 34,1%. Исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин ранее объяснял разительное несовпадение данных IDC и ритейлеров, в частности, тем, что в начале 2014 г. на складах производителей и розничных сетей возник переизбыток планшетов - в результате отгрузки этих устройств на время сократились, а продажи продолжали расти. Представитель «Связного» вчера лишь констатировал, что «размер закупки может определяться различными факторами, например сезонностью, поступлением новинок, остатками на складах и т. д., а чтобы судить о предпочтениях потребителей, корректнее смотреть на реальные объемы продаж».