Статья опубликована в № 3655 от 19.08.2014 под заголовком: Полмиллиона бывших рабов

Услугой переноса мобильного номера воспользовались меньше процента абонентов

За 8,5 месяца полмиллиона мобильных абонентов перешли от одного оператора к другому, сохранив за собой номер. Это меньше, чем ожидали аналитики и чиновники
Абоненты остаются в мобильном рабстве оттого, что операторы не рекламируют услугу MNP, считает Минкомсвязи
В. Светикова
Кого не хватает до полумиллиона. 443

номера Совета Федерации, обслуживаемые МТС, должны были перейти в «Мегафон», после того как в декабре этот оператор выиграл конкурс этого органа власти. Однако МТС не передала эти номера конкуренту, и сенат был вынужден разорвать контракт с «Мегафоном» и заключить новый - с МТС. Антимонопольная служба посчитала, что МТС злоупотребила доминирующим положением, и определила ей штраф в размере всего дохода, который компания получит за год от этого контракта.

Сегодня количество мобильных номеров, сохраненных за абонентами при переходе от одного оператора к другому, превысит полмиллиона. Вчера, согласно счетчику на сайте Россвязи, до этого числа не хватало 262 номеров.

Услуга переноса мобильного номера (MNP) действует в России с 1 декабря 2013 г. Первые четыре месяца шел переходный период - операторы могли отложить прием абонента, приходящего к ним со своим номером от другого оператора, а с 1 апреля 2014 г. услуга действует полноценно. Операторы обязаны обеспечить перенос номера из одной сети в другую в течение восьми дней для абонентов - физических лиц и 29 дней - для юридических. При этом номера могут пока переноситься только в пределах одного субъекта Федерации.

На вчерашний день оператор базы данных перенесенных номеров ЦНИИС зарегистрировал более 763 000 заявлений на перенос номера, т. е. фактически каждое третье заявление не было удовлетворено. Правда, доля удовлетворенных запросов на перенос номера растет - на начало апреля была перенесена лишь примерно половина номеров из заявленных. Главной причиной отказов в переносе номера является несовпадение паспортных данных абонента с теми, на которые зарегистрирован его договор, говорит представитель ЦНИИС Дмитрий Степанов. Кто из операторов получил наибольшую выгоду от введения MNP и от кого ушло больше всех абонентов, он не говорит.

По данным AC&M Consulting, на конец I квартала в России было 241,5 млн активных абонентов сотовой связи (у многих по нескольку устройств и sim-карт). Таким образом, за 8,5 месяца услугой сохранения номера воспользовалось 0,2% абонентской базы операторов. С начала работы в России принципа переносимости номеров операторы «большой тройки» подключили порядка 75 млн абонентов, таким образом, доля абонентов, воспользовавшихся MNP, не превышает 0,7% от всех новых клиентов сотовых сетей, замечает представитель МТС Дмитрий Солодовников.

Операторы, неохотно соглашавшиеся с введением MNP, прогнозировали, что услуга будет не слишком популярна. Только 2% российских абонентов потенциально заинтересованы в сохранении номеров при смене оператора, говорил ранее представитель МТС, ссылаясь на исследование «Ромира». Аналитики и чиновники ожидали более высоких темпов переноса номеров. Год назад при обсуждении внедрения MNP в России аналитик J'son & Partners Consulting Виталий Солонин прогнозировал, что за первые 1-2 года существования услуги MNP в России ею воспользуется 5-7% абонентов (11-16 млн человек). А по оценке тогдашнего замминистра связи Дениса Свердлова, в 2014 г. сменить оператора с сохранением номера захотят около 3 млн абонентов.

По словам Солонина, в ноябре 2012 г. J'son & Partners прогнозировала, что в нынешнем «урезанном» варианте, при котором услуга MNP доступна только в рамках одного субъекта Федерации, количество переносов номера в России в течение 2-3 лет не превысит 3-5% от абонентской базы. При этом Солонин считает долю не от активных sim-карт, а от живых абонентов, которых в России, по его оценкам, около 110 млн человек. Вероятность того, что один абонент будет менять оператора с сохранением номера более чем на одной sim-карте, очень мала, объясняет он. Таким образом, по его прогнозу, к 2016-2017 гг. будет перенесено не более 3-5 млн номеров.

В Минкомсвязи считают, что важны не темпы и цифры, а сама возможность выбора, говорит представитель министерства Екатерина Осадчая. За полгода услугой воспользовались жители всех регионов России, полмиллиона человек - это примерно каждый 280-й россиянин, это немало, говорит она, особенно учитывая тот факт, что услуга не рекламируется. Операторы слабо информируют абонентов об MNP - ни один из них не проводил кампанию ни на локальном, ни на федеральном уровне, замечает она.

Основная тенденция, которую можно увидеть после введения MNP, - абоненты идут от мелких операторов к крупным, потому что те могут предложить качественные сети, высокий уровень обслуживания, дополнительные услуги, говорит Солодовников из МТС.

При этом абоненты, пользующиеся услугой MNP, приносят операторам больше доходов, чем в среднем по абонентской базе. Услугой MNP преимущественно пользуются более высокодоходные абоненты, так как ценность номера для таких абонентов существенно выше, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Низкодоходные абоненты в большинстве случаев приобретают новую sim-карту, не желая платить за услугу переноса номера. Эта тенденция прослеживается в отношении как приходящих к «Вымпелкому», так и уходящих от оператора абонентов, говорит она.

То, что услуга MNP не пользуется повышенным спросом у клиентов, свидетельствует о лояльности абонентов к своему оператору, говорит представитель «Мегафона» Олеся Яременко. При этом, по ее словам, MNP крайне важна для корпоративного рынка, так как дает свободу абонентам, которым важно сохранить номер.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать