Индия установила два рекорда в освоении космоса

Миссия на Марс обошлась всего в $72 млн; страна также вывела спутник на орбиту красной планеты с первой попытки
Aijaz Rahi/ AP

Индия установила два мировых рекорда в освоении космоса. Сегодня запущенный в прошлом ноябре спутник Mangalyaan вышел на орбиту Марса, и Индия стала первой страной, которая смогла сделать это с первой попытки. Ранее свои аппараты на Марс отправляли США, Европа и Россия. Но индийская миссия (и это второй рекорд) стала самой дешевой: страна потратила на нее всего $72 млн.

Осуществилось «почти невозможное», «мы сотворили историю», заявил премьер-министр Нарендра Моди в Центре управления полетами в Бангалоре. Он напомнил, что из 51 попытки доставить спутник на орбиту Марса удачными были только 21.

Американское агентство NASA уже поздравило индийское аэрокосмическое агентство ISRO c успехом.

Основная задача Mangalyaan - протестировать с помощью NASA индийские технологии связи и навигации в глубоком космосе. Кроме того, спутник будет изучать атмосферу и поверхность Марса.

В июне Моди с гордостью заявлял, что Индия потратит на эту миссию меньше, чем авторы фильма «Гравитация» с Сандрой Буллок и Джорджем Клуни, бюджет которого составил $100 млн.

Полеты к Марсу, организованные в последние годы другими странами, все стоили более этой суммы, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на отчеты национальных космических агентств. Так, 22 сентября орбиты красной планеты достиг американский аппарат Maven, который также должен заняться изучением ее атмосферы; бюджет этой миссии - $671 млн. Посылка к Марсу спутника Европейским космическим агентством в 2003 г. обошлась в $386 млн. Япония запустила спутник в 1998 г., он достиг цели в 2003 г., но не смог выйти на орбиту; эта миссия стоила $189 млн. В ноябре 2011 г. Россия запустила ракету с автоматической межпланетной станцией «Фобос-грунт» и интегрированным в нее китайским микроспутником. Однако «Фобос-грунт» не смог уйти с орбиты Земли. Расходы составили $117 млн.

Индийская космическая программа с самого начала имела небольшой бюджет: в первое время специалисты вообще работали в заброшенной церкви рядом со стартовой площадкой. Сегодня Индия тратит на космос $1,2 млрд в год. Для сравнения: бюджет NASA в текущем финансовом году, который завершится 30 сентября, составляет $17,6 млрд. Бюджет Федерального космического агентства России в 2014 г. составляет 165,814 млрд руб.; по курсу 33,4 руб./$, использованному при верстке федерального бюджета, это соответствует $4,96 млрд (а по сегодняшнему курсу ЦБ 38,67 руб./$ - $4,29 млрд).

Чтобы удешевить полет на Марс, Индия использовала уже имеющиеся у нее технологии и ограничила грузоподъемность спутника 15 кг, пишет WSJ. В прошлом, когда Индия провела испытания ядерного оружия, другие страны отказались делиться с ней технологиями, и ей ничего не оставалось, как разработать собственные, поясняет Аджей Леле из Института оборонных исследований и анализа в Нью-Дели. Сегодня у Индии «есть дешевая собственная технология», а инновации, позволяющие экономить средства, «являются насущной необходимостью», добавляет он.

В частности, чтобы сэкономить топливо, ISRO использовало для запуска спутника к Марсу не тяжелую мощную ракету, а небольшую, которая вывела его на орбиту Земли. Затем орбита была повышена и использована силовая установка, вытолкнувшая аппарат по направлению к Марсу, объяснил новостному телеканалу NDTV Копиллил Радхакришнан, председатель ISRO.

Свою роль в низких затратах на запуск Mangalyaan к Марсу сыграли и невысокие по сравнению с другими странами зарплаты индийских специалистов. «Специалист среднего уровня в ISRO получает около 100 000 рупий ($1644) в месяц», - говорит старший научный сотрудник Observer Research Foundation Раджесвари Пиллаи Раджагопалан, занимающийся исследованиями космоса.

Успех миссии на Марс станет для Индии важным шагом в развитии бизнеса по выводу космических аппаратов на околоземную орбиту, поскольку страна продемонстрирует, что способна успешно делать это за существенно меньшие деньги, чем конкуренты из других стран, отмечает WSJ. По данным ISRO, с 1975 г. Индия запустила более 50 спутников.

По данным американской исследовательской организации Space Foundation, мировой рынок космических услуг составил $304,31 млрд в 2012 г. (это последние из имеющихся данных).