Шведская компания объявила конкурс на проект дома для газонокосилки-робота

В необычном конкурсе участвуют пять известных архитекторов из стран Северной Европы

Шведская компания Husqvarna, производящая бензопилы, газонокосилки, триммеры и другую технику для леса, парка и сада, реализовала необычный проект. Она предложила пяти архитекторам из стран Северной Европы придумать дом для газонокосилки-робота Husqvarna Automower.

Husqvarna еще в 1995 г. разработала садового робота, избавившего своего владельца от многих забот. Бесшумные, экологичные, не требующие присутствия наемного рабочего - для людей с достатком выше среднего роботы-газонокосилки стали отличным решением при создании ухоженного газона.

Не обошлось без важных для любого шведского продукта принципов. Тут и забота об окружающей среде: первая модель робота называлась Solar Mower и работала от солнечных батарей; последующие заряжаются уже от электричества и не имеют вредных выхлопов бензина в атмосферу. И технический уровень: роботы Husqvarna Automower последнего поколения с помощью GPS запоминают, где трава уже была пострижена, автоматически приспосаб­ливаются к погоде и сезону, справляются с узкими местами и неровными поверхностями.

Ну и конечно, никакой шведский продукт не может быть создан без первоклассных дизайнеров. Дизайном робота занимался собственный департамент Husqvarna по разработке газонокосилок. В 2010 г. их проект получил престижную европейскую премию Red Dot Design Award в категории “Дизайн продуктов” и занял место в постоянной экспозиции музея конкурса.

И вот теперь новая дизайн-инициатива - подарить газонокосилке собственный садовый домик. И не абы какой, а высочайшего качества, спроектированный и разработанный ведущими европейскими архитекторами. Как рассказала руководитель отдела маркетинговых коммуникаций компании Husqvarna Майя Синельникова, эта идея не имела коммерческой основы. “Проект был вдохновлен отзывами наших клиентов, их нежным отношением к своим электронным любимцам, которые нередко даже получают имена, - пояснила Синельникова. - К нам приходят письма, рассказывающие о том, как люди делают для роботов-газонокосилок домики своими руками”.

Всего в результате проекта получилось пять домов, непохожих один на другой. Авторские домики были проданы на благотворительном интернет-аукционе на сайте Lauritz.com за 2000-3000 евро каждый (вырученные деньги пошли в такие организации, как ЮНИСЕФ, “Красный Крест”, “Врачи без границ”). А чертежи и схемы компания выложила на своем сайте, где их можно скачать совершенно бесплатно.

“Каждый из архитекторов с большим воодушевлением отнесся к проекту, - отмечает Синельникова. - Участников проекта заинтересовала его необычная тема и возможность подарить людям немного радости и разнообразия в повседневной жизни”.

В первую очередь компания обратилась к главному шведскому архитектору Томасу Санделлу. Президент архитектурного общества Швеции, преподаватель принцессы Мадлен, обладатель всевозможных национальных и международных титулов и премий в области архитектуры, Санделл любит и уважает дизайн. В свое время он работал для IKEA, делал проекты мебели для таких компаний, как B&B, Italia, Asplund, Artek, Cappellini, Garsanas.

Для архитектора Санделла создание предметов повседневной жизни - своего рода хобби. И несмотря на сегодняшний успех его архитектурного бюро Sandellsandberg, он не чурается необычных дизайнерских задач. Например, не так давно совместно с италь­янским производителем велосипедов Themocracy Санделл разработал новую дизайнерскую модель прогулочного байка. Теперь обратился к газонокосилке: он изменил ее цвет с черного на серебристо-серый и наверняка придумал бы другие нововведения, если бы не технические сложности самой конструкции робота. Фирма Husqvarna и ранее предлагала в качестве аксессуара сменные корпуса для газонокосилок различных цветов. Как рассказали в компании, многие пользователи даже расписывают своих роботов самостоятельно!

Домик Санделла по-шведски лаконичен. “Я поклонник традиционного, архетипного взгляда на жилище, - прокомментировал архитектор. - Мой проект - это сочетание простоты, натуральности, юмора и позитивного взгляда на вещи”. Санделл уверен: чем проще предмет, тем он интереснее. Строгий красный домик создает образ где-то между наивным детским рисунком и объектом современного искусства.

Совсем другой проект предложил немецкий архитектор Юрген Майер, бюро которого известно своими эффектными постройками. Футуристический дизайн его сложных зданий, формирующих новое городское пространство и сближающих человека с природой, читается и в небольшом садовом проекте. Его домик - это белая структура, открытая всем ветрам и не прячущая самую важную деталь - собственно робота, который согласно задумке Майера также стал белоснежным.

Не менее эффектно поработал и Курт Сингстад, архитектор норвежской фирмы MAD. Его вдохновили два природных объекта - божья коровка и шишка. В результате домик получил легкую чешуйчатую структуру, а робот - типичную для насекомого красно-черную раскраску. Однако, несмотря на кажущуюся хрупкость, домик функционален, ведь философия бюро MAD гласит, что в независимости от масштаба основное назначение здания - быть полезным для человека и вписываться в окружающую среду.

Но самый “природный” проект разработал Андреас Клок Педерсен из датского бюро BIG - его домик естественным образом вписывается в пейзаж, создавая зеленый карман для газонокосилки. Сам робот почти слился с газоном - благодаря архитектору на его корпусе появился травяной рисунок.

А вот финский архитектор Пэйви Меронен оказалась самой лаконичной: она лишь философски предложила перекрасить робота в матовый темно-серый цвет.

Вдохновят ли эти проекты кого-то из российских клиентов Husqvarna, пока сказать трудно. У нас продвижение газонокосилок-роботов пока только начинается, сейчас разрабатывается стратегия продаж, а вот в Европе в 2009 г. уже была достигнута отметка в 100 000 проданных роботов. В России среди тех, кого заинтересовали садовые роботы, - отели с прилегающими территориями, гольф- и яхт-клубы, организации, для которых важен их имидж и внешний вид парадно-декоративных газонов. А также частные клиенты, владеющие загородной недвижимостью и предпочитающие пользоваться достижениями технического прогресса.