Интернет-компании обяжут предоставлять информацию о переписке пользователей Роскомнадзору

В проекте постановления не идет речь о содержании переписки - только факты о переданных сообщениях

Минкомсвязи опубликовало на официальном сайте regulation.gov.ru проект постановления правительства, которое наделяет Роскомнадзор правом запрашивать у интернет-компаний информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков и других электронных сообщений пользователей интернета.

Делать это ведомство сможет без решения суда, и интернет-компании обязаны будут предоставить информацию в ответ на запрос. Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский говорит, что раньше компании не обязаны были раскрывать эти данные, теперь же обязанность закреплена законодательно. При этом, подчеркивает он, о содержании переписки речи не идет - только факты о переданных сообщениях.

С 1 августа 2014 г. в России начал действовать так называемый антитеррористический пакет поправок в законодательство. Сейчас по закону компании обязаны предоставлять данные о личности пользователя и его активности в сети только по решению суда. Но прокуратура довольно часто напрямую обращается с подобными запросами к сервисам - и часть компаний на них отвечает. Новые нормы обязывают интернет-компании в течение полугода хранить данные о своих пользователях и по первому требованию передавать их уполномоченным органам, которые ведут оперативно-розыскную деятельность.

Опубликованное постановление наделяет Роскомнадзор функциями посла от заинтересованных ведомств - к ним относятся МВД, ФСО и ФСБ. Чтобы полиция и спецслужбы знали, у кого запрашивать данные, компаниям, которые предоставляют пользователям возможность обмениваться информацией, нужно уведомлять о начале своей работы Роскомнадзор.

Ранее председатель комитета Госдумы по информационной политике Алексей Митрофанов говорил «Ведомостям», что под это определение подпадают социальные сети (Facebook, Twitter, «В контакте» и др.), блогхостинги, форумы. Под новые нормы не подпадают образовательные, научные ресурсы, сайты о культуре и т. п., говорит Ампелонский. Интернет-компаниям удалось добиться, чтобы регистрация в Роскомнадзоре была добровольной, указывает гендиректор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко. Компании могут выбрать - регистрироваться сразу или только после получения запроса от правоохранительных органов.