Абонентам «Триколор ТВ» предложат банковские сервисы

Президент GS Group и, возможно, совладелец оператора платного ТВ «Триколор ТВ» Андрей Ткаченко купил петербургский Стройкомбанк
Евгений Разумный/ Ведомости

Выручка «Триколор ТВ» в 2013 г., по собственным данным, составила 8,1 млрд руб. GS Group свою выручку не раскрывает. По данным холдинга, ему принадлежит калининградский «Технополис GS» (производит среди прочего приемное оборудование для «Триколор ТВ»), деревообрабатывающий завод «Судома» в Псковской области, производитель телеконтента 1ТВЧ, рекламное агентство «Агентство 2» и ряд других активов.

Идея использовать клиентскую базу от основного бизнеса для продажи ей финансовых услуг не нова. МТС-банк, основным акционером которого является АФК «Система» (ей же принадлежит МТС), пытался использовать ту же стратегию, говорит человек, близкий к МТС-банку. Но, по его словам, банку это не удалось. План «Триколора» с точки зрения модели по привлечению клиентов неплохой, полагает собеседник «Ведомостей». Правда, оговаривается он, на розничном кредитовании заработать сейчас сложно - качественных заемщиков не так много. Похожее пытался делать Альфа-банк с «Вымпелкомом», вспоминает человек, близкий к Альфа-банку, но тоже не получилось: «В России это пока ни у кого толком не выходило - нет нормальных моделей. Со временем появляется статистика по клиентам, но она оказывается не очень хорошей: счета маленькие, люди мало тратят». Сейчас такая модель бизнеса может быть опасной, предупреждает он: розничные банки уже «наелись рисков», закрутили скоринговые модели и отказывают заемщикам. Так что в банк, который будет готов сейчас активно кредитовать, население пойдет, и это приведет к тому, что у него будет значительная просрочка.

Ткаченко принадлежит Стройкомбанк, занимающий 604-е место в рэнкинге «Интерфакс-ЦЭА» с активами в 1,5 млрд руб. В списке лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк, по состоянию на 30 сентября этого года он указан единственным владельцем 100% акций банка. Источник в GS Group подтвердил «Ведомостям», что осенью Ткаченко приобрел банк, отказавшись назвать сумму сделки. Из документов Стройкомбанка следует, что на начало 2014 г. им владела группа физических лиц, самая большая доля - 81,71% - была у депутата Госдумы от КПРФ и одного из руководителей строительного холдинга «Лидер групп» - Александра Некрасова. Из отчетности банка следует, что его капитал на 1 ноября 2014 г. едва превышает минимальные требования ЦБ, которые вступят в силу с 1 января 2015 г.: размер собственных средств банка не должен быть меньше 300 млн руб. У Стройкомбанка капитал составляет 329,6 млн руб. Источник в GS Group уверяет, что в первый год работы капитал банка будет увеличен до 1 млрд руб.

Банк нужен для предоставления банковских услуг абонентам «Триколор ТВ», говорит источник в GS Group. По его словам, первые появятся в течение 2015 г. Сначала банк будет кредитовать покупку и обмен приемного оборудования «Триколор ТВ», а также обслуживать финансовые операции компаний GS Group, рассказывает собеседник «Ведомостей». В перспективе банк будет предоставлять полный спектр банковских услуг в формате direct banking, не исключает он. Возможно, к продажам банковских продуктов банк привлечет дилеров «Триколора» - их около 5000, предполагает источник.

Ткаченко - один из совладельцев Национальной спутниковой компании (владелец бренда «Триколор ТВ»), говорили «Ведомостям» несколько источников в телекоммуникационных и телевещательных компаниях.

Летом 2012 г. Федеральная антимонопольная служба даже одобрила ходатайство Ткаченко об увеличении доли в компании с 37,4 до 87,4%. Состоялась ли эта сделка, представители «Триколора» и GS Group не говорят.

По данным «Триколор ТВ», на конец III квартала 2014 г. его общая абонентская база составляла 15,17 млн домохозяйств, на платные пакеты было подписано 10,66 млн. Средний платеж абонента в год составляет 950 руб., говорит представитель оператора Анастасия Соколовская. Аудитория «Триколора» - примерно 45% российских домохозяйств, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Большинство абонентов - жители городов с населением 100 000-500 000 человек, сел, малоэтажных пригородов больших городов, говорит он. Как правило, это все-таки не малообеспеченные потребители, финансовые сервисы могут быть востребованы ими, полагает Кусков. Там, где проживает целевая аудитория «Триколора», рост спроса на такие сервисы продолжается, добавляет он.