Статья опубликована в № 3733 от 09.12.2014 под заголовком: «Яндекс» купил «Советника»

«Яндекс» купил у инвестфонда Runa Capital компанию «Метабар», разработчика сервиса «Советник»

«Яндекс» купил стартап «Метабар» у Runa Capital, для которого эта сделка стала первым выходом в России. Все предыдущие проекты фонд продавал зарубежным компаниям
  • Павел Кантышев

«Яндекс» купил у инвестфонда Runa Capital компанию «Метабар», которая разрабатывает сервис «Советник», помогающий в онлайн-покупках. Об этом говорится в сообщении фонда. Это подтвердил представитель «Яндекса», добавив, что покупка обошлась компании в несколько миллионов долларов. Сумма не превышает $5 млн, знает источник, близкий к сделке.

«Советник» - это расширение браузера, которое анализирует просматриваемую страницу интернет-магазина и подсказывает, где можно купить тот же товар дешевле. Сервис берет данные из «Яндекс.Маркета», который потом делится выручкой за клики, поясняет основатель «Метабара» Михаил Ушаков. У Runa Capital уже было четыре выхода из инвестиций (см. врез), но проекты фонда до этого всегда выкупались зарубежными компаниями, сделка с «Яндексом» - первый выход фонда в России, говорит управляющий партнер Runa Capital Дмитрий Чихачев.

В 2011 г. Runa Capital вложил в «Метабар» $1 млн еще на стадии идеи (из-за этого доля фонда превышала 50%) и теперь сделка принесла многократный возврат инвестиций, говорит представитель фонда Лилиана Пертенава. Кроме Runa Capital в проект не вкладывался никто и он развивался на собственные средства, добавляет она.

Компания «Метабар» уже прошла точку безубыточности и стала прибыльной, говорит Чихачев. В последние несколько месяцев выручка компании росла на 30-40%, сказал Ушаков. Годовая выручка компании была менее $1 млн, отметил источник, близкий к компании.

«Яндекс» купил всё, кроме юридического лица, - интеллектуальную собственность, команду и всю базу пользователей, сказал Чихачев. «Яндекс» не занимается реструктуризацией юридических лиц, объясняет он.

У «Яндекса» было два варианта - разрабатывать сервис самостоятельно или купить кого-то из игроков, говорит руководитель группы маркетинга «Яндекс.Маркета» Александр Феоктистов. Главным аргументом в пользу покупки стала экономия времени - компания не хотела тратить ресурсы на разработку, добавил он. А теперь «Яндекс» получил не только готовый продукт, но и команду, которая продолжит развивать его внутри компании, поясняет он. Если бы «Яндекс» не договорился о сделке, то написал бы сервис своими силами, уверен Феоктистов.

Стартап нельзя продать, но его могут купить, напоминает Чихачев одно из правил венчурных инвесторов. Поэтому лучший способ продать компанию - развивать ее бизнес в партнерстве со стратегическими игроками, объясняет Чихачев, если дела идут хорошо, в какой-то момент стратегический партнер захочет ее купить. В случае с «Метабаром» и «Яндексом» так и произошло - «Советник» появился в 2013 г. как продукт, изначально интегрированный с «Яндекс.Маркетом», и сегодняшняя сделка - естественное развитие событий.

«Яндекс» не всегда разрабатывает технологические проекты сам. Так, в ноябре 2011 г. «Яндекс» купил софтверную компанию SPB Software, которая разрабатывает программное обеспечение для мобильных устройств и операторов связи. Стороны не раскрывали сумму сделки, но близкий к ее участникам источник говорил, что «Яндекс» заплатил за 100% компании около $38 млн. А в сентябре 2014 г. «Яндекс» сообщил о покупке технологической платформы Adfox, которая позволяет управлять интернет-рекламой, на ее основе поисковик собирается развивать решения для крупных ресурсов. Вся команда сервиса также перешла на работу в «Яндекс». Сумма сделки не раскрывалась.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать