LetterOne Technology ищет, куда вложить $16 млрд

Инвестиционная группа Михаила Фридмана и его партнеры готовят сделки в Европе и США
Михаил Фридман составляет список интересующих его активов/ В.Прокофьев/ ТАСС

Какие покупки могут быть среди первых? В середине марта 2015 г. Alfa Telecom Turkey – «дочка» L1 Technology – предложила выкупить у Cukurova оставшийся 51% CTH, дающий контроль над Turkcell, за $2,8 млрд. Cukurova на это предложение пока не ответила, но ранее турецкие власти неоднократно давали понять, что не одобрят переход крупнейшего оператора страны в собственность нерезидента. Это была бы хорошая сделка, говорит аналитик Газпромбанка Сергей Васин, но состоится она не раньше, чем L1 Technology уладит конфликт с остальными акционерами и государством. Она могла бы заинтересоваться и интернет-компаниями, считает аналитик «Уралсиба» Константин Белов: правда, здесь ей придется конкурировать с точки зрения экспертизы и понимания рынка с такими гигантами, как Google.

Инвестиционная группа LetterOne Technology (L1 Technology) Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева планирует вложить $16 млрд в телекоммуникационные и технологические активы в Европе и США, рассказал ее главный управляющий директор Алексей Резникович газете Financial Times (FT). Расквартированная в Лондоне L1 Technology – преемница компании Altimo, крупнейшая инвестиция которой – 47,9% голосующих акций холдинга Vimpelcom Ltd. (L1 Technology – его крупнейший совладелец). В наблюдательный совет L1 Technology войдут сооснователь Lastminute.com Брент Хоберман, специализирующийся на телекоммуникациях ирландский предприниматель Денис O’Брайен, бывшие топ-менеджеры Google Осама Бедье и Skype Расс Шоу, а также первый директор по маркетингу британской Vodafone сэр Джулиан Хорн-Смит.

Помимо пакета в Vimpelcom Ltd. в собственность L1 Technology переходят 49% компании Cukurova Telecom Holding (CTH), эквивалентные 13,22% акций крупнейшего турецкого сотового оператора Turkcell. Справедливую стоимость этих двух активов Резникович оценивает примерно в $14 млрд (при том что рыночная сейчас не превышает $7 млрд). Но, учитывая, что у L1 Technology нет долгов, группе по силам серьезно увеличить портфель активов, уверен Резникович. В планах L1 Technology приобретение разных видов бизнеса – от традиционных телекоммуникационных компаний, нуждающихся в капитале, до интернет-компаний, выпускающих приложения и предоставляющих сервисы потоковой передачи данных, сказал он журналистам FT. Компании, которые приобретет L1 Technology, получат доступ к абонентской базе Vimpelcom, насчитывающей более 200 млн человек, рассчитывает Резникович.

Оптимизация Vimpelcom

По словам Резниковича, L1 Technology настаивает на полном пересмотре операций Vimpelcom Ltd., который после объединения с Weather Telecom Нагиба Савириса работает во многих странах мира, в том числе в Италии, Алжире, Пакистане, Бангладеш. Под сокращение могут попасть 2/3 базовой стоимости компании.

Об интересе к бизнесу, смежному с телекоммуникационным, Резникович рассказывал «Ведомостям» около года назад: это могут быть интернет-компании, компании, занимающиеся хранением и обработкой данных, и т. д., приводил он примеры. Прежде Altimo стремилась приобретать существенные пакеты акций, позволяющие влиять на управление: даже в Turkcell, где она в 2005 г. купила миноритарную долю, Altimo несколько лет (вплоть до 2014 г.) боролась за право забрать контрольный пакет, заложенный под кредит, выданный его владельцу – турецкой Cukurova. Но сейчас, говорил Резникович «Ведомостям» год назад, размер пакета становится не столь важен: все зависит от ситуации в конкретной компании и отрасли – иногда хватает и 10%, а где-то требуется контроль.

Вчера представитель L1 Technology не ответил на запрос «Ведомостей».

$16 млрд – это примерно на $2 млрд больше, чем «Альфа-групп» заработала в 2013 г. на продаже «Роснефти» 25% акций ТНК-BP. Более того – примерно половину вырученных тогда $14 млрд «Альфа» уже успела потратить на покупку нефтегазового бизнеса RWE (обошлась в 5,1 млрд евро). Но у L1 Technology остаются ничем не обремененные акции Vimpelcom, которые можно заложить, говорил Резникович «Ведомостям» ранее. Рыночная стоимость этого пакета составляла вчера $5,65 млрд.

Бывшая Altimo много лет воевала с партнером по Vimpelcom – норвежской Telenor, которая в отличие от россиян осторожно относилась к планам радикальной экспансии этого холдинга. Два года назад представитель Telenor не исключал возможность выхода из Vimpelcom (вчера получить комментарии у норвежцев не удалось).

Конфликт акционеров был, когда Vimpelcom Ltd начинал работать на Украине и заключалась сделка с Нагибом Савирисом по покупке его активов, говорит Белов. Сейчас же таких проблем, для которых нужно менять структуру акционеров, у компании нет – нужно скорее сосредоточиться на тех рынках, где у компании наблюдаются проблемы, считает он.