«Яндекс» подорожал на претензиях Европы к Google

За день его капитализация выросла почти на 14%
За день котировки «Яндекса» прибавили почти 14%/ Е. Разумный/ Ведомости

Обвинения Еврокомиссии, возможно, не единственная причина роста котировок «Яндекса», считает аналитик инвестбанка «Открытие капитал» Александр Венгранович. Еще одной причиной могло стать укрепление рубля: заметная доля расходов «Яндекса» связана с арендой офиса, ставка которой зафиксирована в долларах.

Акции Yandex N.V., 100%-ного акционера российского «Яндекса», подорожали на бирже NASDAQ в минувшую среду, 15 апреля, сразу на 13,9%. Капитализация компании достигла $6,48 млрд, вернувшись на уровень декабря 2014 г. Именно в этот день стало известно, что Еврокомиссия обвинила Google в нарушении антимонопольного законодательства.

Вчера котировки владельца российского поисковика почти не изменились (+0,44%).

Предварительный вывод Еврокомиссии таков, что, выдавая результаты поиска, Google «систематически отдает преимущество страницам собственной торговой площадки вне зависимости от того, насколько они отвечают запросу». Одновременно комиссия приступила к расследованию действий Google на рынке операционных систем для мобильных устройств. Ее интересует, не ограничивает ли Google (разработавший популярнейшую операционную систему Android) производителей смартфонов в использовании приложений других компаний. Google все обвинения отрицает.

Еще в марте 2015 г. схожее дело против Google возбудила российская Федеральная антимонопольная служба (ФАС), причем по жалобе «Яндекса». Согласно его утверждению, Google вынуждает производителей мобильных устройств, использующих операционную систему Android, отказываться от предустановки приложений, конкурирующих с продуктами американской компании. В прошлом году три производителя Android-фонов – Fly, Explay и Prestigio – друг за другом отказались устанавливать на свои устройства сервисы «Яндекса», сославшись на условия договоров с Google. Американская компания настаивает, что пользователи смартфонов вольны загружать чьи угодно приложения.

Действия Google мешают «Яндексу» бороться за долю на рынке онлайн-поиска, которая все больше зависит от того, какой поисковик используют владельцы мобильных устройств – смартфонов и планшетов. В марте этого года на «Яндекс» пришлось 58% поисковых запросов в рунете (годом ранее – 62%), а на Google – 33,6% (против 27,6% годом ранее), свидетельствуют данные Liveinternet.ru. Российскому поисковику будет сложно исправить ситуацию, учитывая, что Google контролирует такие крупные источники трафика, как устройства Android, магазин приложений Google Play и видеохостинг YouTube, опасались аналитики.

«Мы внимательно следим за расследованием Еврокомиссии и, конечно, примем во внимание их позицию при принятии собственного решения, – говорит руководитель управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев. – Впрочем, ФАС, очевидно, вынесет решение по делу против Google раньше, чем Еврокомиссия».

Вчера аналитики Merrill Lynch и Citibank выпустили отчеты с рекомендациями покупать бумаги «Яндекса». Снижение доли «Яндекса» в российском поиске не критично до тех пор, пока оно не сопровождается сокращением его доли на рынке интернет-рекламы, пишут аналитики Merrill Lynch, но в долгосрочной перспективе ситуация будет во многом зависеть от решения ФАС по делу против Google.

Некоторые их коллеги, напротив, видят в сокращении поисковой доли «Яндекса» серьезную проблему. В начале этого года аналитики Morgan Stanley, Goldman Sachs и Raiffeisen Centrobank снизили рекомендации по акциям «Яндекса», а два банка из трех посоветовали инвесторам продавать их. Доля мобильной интернет-аудитории растет: сейчас, по оценке аналитиков Morgan Stanley, на нее приходится 25% всего интернет-трафика, а через два года будет уже 50%.

Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова ограничилась словами о том, что «доминирование Google на операционной системе Android вызывает вопросы у антимонопольных органов разных стран. Открытие Европейской комиссией официального дела по Android еще одно тому подтверждение».