Поставщики компонентов получают выгоду от бума продаж смартфонов

Однако их дальнейшему росту угрожает насыщение китайского рынка
Главные опасения вызывает стремительно насыщающийся китайский рынок/ AP

Пока Apple радуется беспрецедентному спросу на ее последние модели iPhone, ее поставщики от Токио до Тайбэя делят добычу. В то время как продажи iPhone выросли в I квартале 2015 г. год к году на 40%, операционная прибыль японской компании Murata, производящей керамические конденсаторы и называющей Apple своим самым крупным заказчиком, выросла за тот же период на 116%. Прибыль тайваньской компании Largan, которая поставляет компоненты для камеры iPhone, выросла на 61%, а у южнокорейского производителя экранов для iPhone LG Display – почти в 8 раз.

Стремительно увеличивающаяся прибыль в цепочке поставок Apple показывает влияние, которое произошедший сдвиг на рынке смартфонов оказал на сеть азиатских производителей компонентов и сборщиков – краеугольный камень этой отрасли. Но рынок, на котором работают эти группы, начинает меняться из-за усиления конкуренции между ключевыми игроками рынка смартфонов, становящегося все более зрелым.

«Боюсь, что в целом рынок смартфонов начинает замедляться», – говорит руководитель подразделения HSBC, занимающегося анализом азиатского технологического рынка, Стивен Пелайо. Он прогнозирует, что рост продаж устройств в следующие три года будет несколько меньше 10%, при том что в прошлом году, согласно данным IDC, он составил 28%, а в 2013 г. – 39%.

Главные опасения вызывает стремительно насыщающийся китайский рынок, крупнейший в мире, где, по подсчетам IDC, в I квартале впервые за шесть лет было зафиксировано сокращение роста – на 4 п. п. Замедляющийся рост на этом рынке начал влиять и на перспективы китайских производителей смартфонов, которые в последние годы испытали взрывной рост продаж, снижая рыночную долю мирового лидера отрасли – Samsung Electronics. Даже Xiaomi, сумевшая за последние два года стать ведущим китайским производителем смартфонов, последние два квартала замедляет рост, по данным аналитической компании Strategy Analytics, которая предупреждает, что ее «быстрый рост сейчас подходит к концу».

Эта тенденция бросает тень и на тайваньских поставщиков, которые обслуживают китайских производителей. Акция MediaTek, тайваньской группы, которая занимает первое место на китайском рынке по числу поставленных на него процессоров для смартфонов, в июле 2013 г. стоила вдвое дороже, чем двумя годами ранее, но с тех пор упала в цене почти на треть. Охлаждение инвесторов к MediaTek отражает не только увеличивающиеся опасения по поводу китайского рынка смартфонов, но и угрозу, которую для огромной тайваньской индустрии по производству электронных компонентов представляют китайские конкуренты, захватывающие все более сложные области цепочки поставок. Как и американская Qualcomm, ведущий производитель процессоров для мобильных устройств, MediaTek вынуждена бороться с китайской Spreadtrum, разработчиком микросхем, процессоры которой занимают все большую долю китайского рынка.

«Ясно, что китайские марки предпочитают иметь китайских поставщиков, – комментирует Николас Бэрат, руководитель отдела анализа технологических рынков CLSA. – Между китайскими компаниями совсем другой уровень взаимопонимания. Китайская цепь поставщиков удивительно гибка в отношении изменений спецификаций, редизайна и условий оплаты». Теперь, когда китайский рынок замедляется, добавляет он, некоторые китайские поставщики связывают все больше надежд с работой на быстро растущие бренды из других стран, особенно из Индии.

FT, 17.05.2015, Олег Сальманов