Сотовые операторы США могут начать блокировать мобильную рекламу

Так они хотят заставить мобильные сервисы делиться доходами
Владельцы интернет-сервисов, существующих за счет рекламы, вряд ли смирятся с блокировкой/ Е. Разумный/ Ведомости

Маркетинговые расходы на мобильные сервисы, финансируемые за счет рекламы, в этом году приблизятся к $70 млрд. К примеру, Facebook всего за два года создал систему мобильной рекламы с годовой выручкой $6,5 млрд – это больше половины всех доходов компании от рекламы. В выигрыше и производители мобильных устройств. А вот сотовые операторы, маржа которых сокращается из-за распространения пакетных тарифов и необходимости инвестировать в развитие сетей, пока не смогли воспользоваться бумом на рынке мобильной рекламы. Хотя некоторые из них пытаются наверстать упущенное. Так, Verizon согласилась заплатить $4,4 млрд за увядающего веб-гиганта AOL в основном ради его рекламной платформы.

Другие операторы поступают проще, требуя от поставщиков контента делиться доходами от рекламы, а в отсутствие «пряника» часто действуют «кнутом». Израильский стартап Shine разработал программу, блокирующую большую часть демонстрируемой на мобильных устройствах рекламы (кроме рекламы в Facebook и Twitter). Некоторые сотовые операторы планируют применить эту разработку в своих сетях. Представитель одной сотовой компании уточнил, что она внедрит программу к концу года и что поначалу она будет факультативной. Операторы обсуждают и более жесткий вариант – софт, который будет работать на всей сети и затронет в первую очередь Google.

Операторы говорят, что хотят лишь дать клиентам больше возможности контролировать данные в сети. По словам представителя Shine, всплывающие рекламные окна, автоматически воспроизводящиеся видеоклипы и другие формы рекламных материалов могут занимать порядка 10–15% всего трафика, за который платит абонент.

Многое зависит от того, будет ли у абонента выбор, отображать или нет рекламу, либо оператор будет навязывать ему блокировку. В последнем случае операторы уподобятся американским интернет-провайдерам, которые пытаются добиться от ресурсоемких сервисов вроде Netflix доплаты за передачу контента потребителям. Владельцы инфраструктуры заявляют, что в условиях дефицита пропускной способности это справедливо. Но есть и другая цель – получить долю чужих доходов, как если бы телефонные компании требовали долю от сделок, заключаемых по телефону.

Правда, у блокировки может быть и обратный эффект. Когда французский провайдер Free начал блокировать рекламу, правительство потребовало отказаться от этой меры.

Владельцы интернет-сервисов, существующих за счет рекламы, вряд ли смирятся с блокировкой. Они могут создавать собственные мобильные сети, как это делает Google, или не предоставлять сервис абонентам, у которых заблокирован показ рекламы.

FT, 17.05.2015, Александр Силонов