В небольших городах популярность электронных кошельков снижается

В городах-миллионниках рост продолжается
Популярность электронных кошельков в российских городах с населением менее 0,5 млн жителей снижается/ А. Гордеев/ Ведомости

По данным Synovate Comcon, доля клиентов Qiwi среди всех пользователей платежных систем увеличилась до 44% в I квартале 2015 г. с 40% за аналогичный период прошлого года. Доля сервиса «Яндекс.Деньги» снизилась на 1 п. п. с 21 до 20%. Сильнее всего, по мнению аналитиков Synovate Comcon, упала доля PayPal: в I квартале 2014 г. на нее приходилось 13% пользователей, а за год эта доля упала почти на треть – до 9%. Доля WebMoney за год также снизилась – с 12 до 9%.

Доля пользователей электронных платежных систем среди россиян в I квартале 2015 г. выросла до 15,6% с 14,7% в I квартале 2014 г., сообщает компания Synovate Comcon со ссылкой на свое исследование «Росиндекс», которое проводится среди жителей России от 10 лет, проживающих в городах с населением от 100 000 человек.

Если в городах-миллионниках популярность электронных кошельков выросла за год на 3 п. п. – с 17 до 20%, а в городах с населением от 500 000 до 1 млн жителей – на 1 п. п. до 15%, то в городах с населением от 100 000 до 500 000 жителей доля пользователей кошельков снизилась с 13 до 11%.

Популярность электронных кошельков растет благодаря расширению сервисных возможностей платежных платформ, говорит директор по исследованиям Synovate Comcon Юлия Быченко: появляются новые услуги, которые можно оплачивать через электронные кошельки (ЖКХ, интернет-покупки), платежные сервисы заключают партнерства с сотовыми операторами, банками, системами денежных переводов и благотворительными фондами. Жители больших городов стремятся экономить время с помощью электронных платежей, объясняет Быченко, помогает распространению онлайн-платежей и высокое проникновение интернета. Снижение же популярности электронных платежных систем в менее крупных городах она объясняет развитием в них банковских терминалов (например, Сбербанка), которые пользуются большим доверием их жителей, чем онлайн-платежи.

В пресс-службе PayPal сообщили, что не комментируют исследования, касающиеся рыночной доли компании. От исследования к исследованию меняются их результаты и даже их лидеры, говорит директор по развитию WebMoney Петр Дарахвелидзе. Переменчивость итогов исследований он объясняет неточностью формулировок вопросов и методик сбора ответов.

По данным исследовательской компании TNS, опубликованным на портале «Яндекс.Деньги», самыми часто используемыми сервисами электронных платежей являются Qiwi и «Яндекс.Деньги» – к их услугам прибегают соответственно 21 и 22% пользователей, которых опросила TNS. 19% опрошенных TNS пользуются WebMoney и 14% – PayPal.

Qiwi не может судить о своей рыночной доле в сравнении с другими компаниями, однако количество активных Qiwi-кошельков за год действительно увеличилось, говорит представитель компании Ксения Васильева. По ее словам, значительная часть пользователей владеет несколькими кошельками. В I квартале 2015 г. количество активных кошельков (по которым за последние 12 месяцев был хоть один платеж) выросло на 11% до 17,3 млн в сравнении с 15,6 млн кошельков в I квартале 2014 г., сказано в отчетности компании. Васильева связывает этот рост с маркетинговыми акциями компании в IV квартале 2014 г., которые обошлись ей более чем в 400 млн руб.

Число пользователей «Яндекс.Денег» выросло с 16 млн в начале января 2014 г. до 22 млн на сегодняшний день, говорит представитель платежного сервиса Надежда Кияткина. Правда, «Яндекс» не выделяет из них активных пользователей. Кияткина не согласна с результатами исследования Synovate Comcon и сомневается в его методике. В 2014 г. аудитория кошелька росла быстрее, чем годом ранее, замечает она. Кроме того, большое количество платежей проходит через «Яндекс.Деньги» без регистрации кошелька. По словам Кияткиной, за 2014 г. оборот «Яндекс.Денег» вырос на 80%.