Законопроект о «праве на забвение» могут принять до конца июня

Профильный комитет Госдумы рекомендовал его к принятию
Законопроект о «праве на забвение» могут принять до конца июня/ Е. Разумный/ Ведомости

Комитет по информационной политике рекомендовал Госдуме поддержать закон "о праве на забвение", сообщил думский корреспондент «Ведомостей». 

«При принятии такого законопроекта важно обратить внимание на необходимость идентификации пользователей при обращении об удалении той или иной информации из поисковиков, - говорит директор по связям с законодательной и исполнительной властью "Мегафона" Дмитрий Петров. - Это нужно для того, чтобы компания была уверена в том, что удаляет данные именно того гражданина, который ее об этом попросил, а также чтобы исключить недобросовестные действия».

Законопроект, дающий право гражданам удалять информацию о себе из поисковых систем, был внесен в Госдуму в последних числах мая этого года. Авторы документа – депутаты Алексей Казаков, Вадим Деньгин, Ольга Казакова и Леонид Калашников. Этот законопроект наделяет граждан России правом добиваться удаления, в частности, из поисковых систем в интернете ссылок на информацию о них, которую эти граждане сочли недостоверной, неактуальной или распространяемой с нарушением законодательства, следует из пояснительной записки к законопроекту. Судебного решения не требуется – поисковик обязан верить заявителю на слово. Из числа подлежащих регулированию поисковых систем исключаются «определенные федеральным законом информационные системы, имеющие общегосударственное значение».

Суть закона - право граждан на актуальную и правдивую информацию о себе в сети, рассказал один из авторов проекта Алексей Казаков ("Справедливая Россия"). Гражданин может обратиться в поисковую систему с просьбой убрать ссылки, и поисковик может принять решение об удалении, если он отказывает, то гражданин в суде доказывает, что ссылки неактуальные, не соответствуют действительности, объясняет депутат. Поисковик будет обязан убрать ссылки только по решению суда, а удаление по обращению граждан - дело добровольное, подчеркнул парламентарий. Большое количество граждан пользуются интернетом, среди них дети, и не каждый может себя защитить - через этот закон появится такой механизм. Меньше всего это касается публичных людей: у них иммунитет, это не может быть их инструментом, это инструмент граждан, считает Казаков.

В общественных кругах и среди пользователей очень много тех, кто поддерживают этот механизм: человек в конструктивном диалоге сможет удалить недостоверные ссылки, объяснил другой автор проекта Вадим Деньгин (ЛДПР). "Человек имеет право быть представленным в интернете так, как он считает нужным", - считает он. Деньгин отметил, что критики говорят о том, что есть преступники и недобросовестные граждане, которые через какое-то время смогут "отбелиться" - удалить информацию о себе, но он считает, что простые граждане не должны страдать от этого. Существует международная практика: в Европе каждый человек может сделать то же самое, говорит депутат. Члены комитета спросили авторов, чем их закон отличается от иска о чести и защите достоинства. Убираются ссылки, а не сам материал, подчеркнул депутат. "Звучит лишь деструктивная критика, но мы ни слова не услышали о том, как работать с этим, а это хорошая тема, добрая. Мы сейчас создаем лишь скелет, а уже дальше будем конкретнее обсуждать его", - пожаловался Деньгин.

Критика

С резкой критикой законопроекта о «праве на забвение» выступил «Яндекс» – главный поисковик рунета (его доля составила в мае 57,1%, по данным Liveinternet). Если закон будет принят, он нарушит конституционное право граждан на поиск, доступ и получение информации, говорила представитель «Яндекса» Ася Мелкумова, доступ к большому массиву общественно значимой информации может быть затруднен. Создается почва для многочисленных злоупотреблений, а на поисковики возлагаются не свойственные им функции госорганов: их обязывают самостоятельно определять достоверность информации, размещенной в интернете, законность ее распространения, а также наличие в тех или иных событиях признаков преступлений, давать юридическую квалификацию таким действиям и определять сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Все это приведет к нарушению функционирования поисковых систем, предупреждала она. Представитель Google не комментирует эту законодательную инициативу. Но ранее Google активно выступал против введения такого регулирования в Европе.

В целом комитет его поддерживает, есть ряд замечаний, которые нужно будет устранить во втором чтении, сообщил председатель комитета Леонид Левин ("Справедливая Россия"). "Подобного рода процедура больше года действует в Евросоюзе: Высший суд принял решение, что граждане могут удалять ссылки на недостоверную информацию. Это не закон о забвении, а закон о достоверной информации", - считает председатель. Из положительных вещей - в отношениях с поисковиками появляется возможность досудебного урегулирования, законопроект в этом плане можно сравнить с антипиратским, отметил Левин. "Это часть принципов взаимодействия с отраслью. Будет ли убираться информация, которая не должна убираться, - хочу обратить внимание, что конечное решение принимает суд", - подчеркнул он. Левин сообщил, что сегодня в три часа дня в Госдуме состоится совещание с поисковыми системами по этому законопроекту, а 16 июня он будет рассматриваться в первом чтении на пленарном заседании. Комитет по конституционному законодательству также поддерживает концепцию этого законопроекта.

В четверг в Госдуме прошло совещание руководителя профильного комитета по информполитике Леонида Левина с интернет-отраслью. В нем принимали участие представители «Яндекса», Mail.ru Group, Rambler & Co и др. Левин предложил компаниям подготовить поправки к законопроекту и предоставить их в комитет до 17 июня, говорит один из участников этой встречи. Закон о «праве на забвение» будет рассматриваться в первом чтении 16 июня, и скорее всего он будет принят, дал понять депутат, говорит собеседник «Ведомостей». Представители интернет-отрасли на совещании не протестовали против закона, а многие даже высказывались в том духе, что «право на забвение» очень нужно, добавляет он.

В целом интернет-компании предлагали депутатам в основном технические поправки в законопроект, не затрагивая его сути, – например, надо или нет вообще удалять ссылки не только на недостоверную, но и на достоверную информацию. По словам гендиректора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергея Плуготаренко, компании, в частности, настаивали на том, что в законе должны быть указаны конкретные адреса, которые надо удалять из поисковой выдачи. Нельзя указывать, чтобы поисковики просто удалили недостоверную информацию о каком-то человеке – тогда поисковикам просто придется премодерировать весь контент, который они индексируют, а это технически невозможно. Также интернет-компании считают, что государство не должно наделять их функциями правоохранительных органов: поисковики не должны сами решать, является информация достоверной или нет. В идеале это все-таки должно делаться через суд, считает Плуготаренко. Но чтобы такие процессы не затягивались, делать это можно по упрощенной судебной процедуре, которая не предполагает присутствия истца и ответчика в суде.

Депутаты утверждают, что их законопроект соответствует европейской практике. Однако это не совсем так. Действительно, граждане Евросоюза с мая 2014 г. могут добиваться от поисковиков удаления ссылок на информацию о них. Но речь идет не об отдельном законе, а о решении Европейского суда. Тогда суд встал на сторону испанского гражданина Марио Костеха Гонсалеса в деле против Google: он требовал удалить из поисковой выдачи ссылки на электронную статью в газете о продаже его дома на аукционе в счет уплаты долга (этот долг был впоследствии погашен), а также ссылки на эту статью. Но Европейский суд подчеркнул, что «право на забвение» не абсолютно и в каждом конкретном случае необходимо оценивать баланс частных и публичных интересов, а также учитывать необходимость защиты таких фундаментальных прав, как свобода слова и права СМИ. В российском документе эти понятия даже не упоминаются.

Если российские пользователи начнут активно использовать этот закон, это грозит серьезным падением поискового трафика для интернет-проектов, считает директор по внешним коммуникациям Rambler & Co Матвей Алексеев. Особенно опасно это для электронных СМИ, чьи статьи начнут исчезать из индекса поисковых систем.