Минкомсвязи предлагает операторам раскрыть коммерческие тайны

В специальной государственной базе данных
Операторы не любят раскрывать точное количество базовых станций в своих сетях/ Д. Гришкин/ Ведомости

Целесообразно было бы создать при поддержке государства не систему сбора данных об операторах, а специализированный ресурс, обеспечивающий коммуникацию операторов с потенциальными клиентами, – что-то вроде торговой площадки, считает директор по связям с законодательной и исполнительной властью «Мегафона» Дмитрий Петров. Работа с партнерами в таком формате стимулировала бы операторов делиться более подробной информацией о своих ресурсах, полагает он.

Минкомсвязи опубликовало поправки в закон «О связи», описывающие Государственную информационную систему в области связи. Предполагается, что она позволит органам власти, компаниям и всем прочим желающим знакомиться с данными о состоянии и развитии услуг связи и телекоммуникационной инфраструктуры России. Ответственного за эксплуатацию такой системы Минкомсвязи предлагает назначить правительству.

По замыслу министерства это будет база данных, содержащая исчерпывающую информацию об операторах и их инфраструктуре. Там можно будет узнать, какие у кого есть лицензии, частоты, объекты связи и прочие объекты, которые можно задействовать при прокладке линий связи (например, столбы, мосты, тоннели); каковы тарифы на доступ к этим объектам и т. д.

Законопроект, опубликованный на правительственном портале правовой информации, – доработанная версия проекта, предложенного Минкомсвязи, знает топ-менеджер одного из операторов. В отличие от предыдущих версий эта предполагает, что часть информации в систему в области связи может быть внесена из реестров и с информационных ресурсов Федеральной антимонопольной службы, Россвязи, Роскомнадзора, рассказывает он. В ведомственных реестрах содержатся такие сведения, которых у операторов может и не быть, объясняет он.

Но один из пунктов законопроекта гласит, что операторы должны раскрывать сведения о технологических возможностях сетей связи и описывать перспективы их развития, а эти сведения можно рассматривать как коммерческую тайну, считает собеседник «Ведомостей».

Информационная система создается для нужд Минкомсвязи, чтобы повысить эффективность сбора и обработки информации о состоянии и развитии отрасли и принимать на ее основе управленческие решения, отмечает представитель ведомства. Сейчас такой объективный и автоматизированный механизм мониторинга, объединяющий разные источники информации, отсутствует.

О планах строительства сетей операторы говорить не любят. Например, сотовые компании традиционно крайне неохотно делятся количеством базовых станций в конкретном регионе. Операторы фиксированной связи, как правило, не разглашают сведения о коммуникациях, в которых проложены их кабели. Сохраняя эту информацию конфиденциальной, операторы могут раньше конкурентов выходить в новые города, регионы, быстрее захватывать рынок, объясняет гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

Уже не тайна

В конце 2014 г. правительство утвердило правила недискриминационного доступа к инфраструктуре связи. Одно из них – естественные монополии обязаны публиковать перечень объектов связи, которые они готовы сдать в аренду, и ставки арендной платы, а также вести реестр компаний, подавших заявки на доступ к их коммуникациям.

Требования законопроекта можно истолковать как предписание раскрывать детальные планы выхода в те или иные регионы, опасается менеджер одного из операторов. К планам развития сетей можно отнести и готовящиеся сделки слияния и поглощения, считает он. Тревожит его и то, что законопроект предусматривает возможность доступа к базе данных заинтересованных лиц, круг которых не очерчен, и не ясно, кто должен устанавливать правила доступа к ней.

Законопроект нуждается в доработке: во-первых, он создает риски раскрытия коммерческой тайны, а во-вторых, приведет к дублированию уже существующих баз данных, полагает представитель «Ростелекома» Андрей Поляков.

Важно, чтобы информация, являющаяся коммерческой тайной, не размещалась в форме открытых данных и не была общедоступной; впрочем, в доработанном тексте проекта это уже отражено, отмечает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Она надеется, что этот принцип сохранится и в дальнейшем.

Представитель МТС отказался от комментариев.