Операторские розничные сети с большей охотой продают смартфоны B-брендов

Они делают акцент на дешевые устройства, приносящие трафик
В первой пятерке производителей наиболее раскупаемых в салонах «Мегафона» смартфонов A-брендов нет, следует из отчета оператора/ Е. Разумный/ Ведомости

Почти 80% смартфонов, проданных в первом полугодии через розницу «Мегафона», относятся к B-брендам, тогда как год назад рынок в продажах делился примерно поровну между A- и B-брендами, говорит директор розничной сети «Мегафона» Михаил Золотовицкий. В первой пятерке производителей наиболее раскупаемых в салонах «Мегафона» смартфонов A-брендов нет, следует из отчета оператора. Сейчас это Alcatel, Fly, ZTE, Lenovo и Micromax – на них пришлось 70% всех продаж, тогда как по результатам продаж в первые шесть месяцев 2014 г. в числе пяти наиболее продаваемых вендоров в рознице «Мегафона» были Samsung и Nokia (на них приходилось 32% всех продаж). Последние полгода главным фактором при выборе смартфона является привлекательная цена, объясняет Золотовицкий, а новые производители демонстрируют высокую гибкость в ценообразовании.

В рознице «Вымпелкома» в первом полугодии 2014 г. в пятерке лидеров по продажам было три представителя A-брендов: Samsung, Apple и Nokia, кроме них тогда хорошо продавались смартфоны под собственным брендом Beeline и смартфоны Fly, говорит представитель оператора Анна Айбашева. В этом году тренды изменились: лучше всего по-прежнему продаются Beeline, а также Micromax и Alcatel. Из A-брендов в пятерке остались только Samsung и Nokia. A-бренды хоть и остались в числе популярных смартфонов, B-бренды догнали некоторых из них по доле продаж, говорит Айбашева. Это связано с тем, что у смартфонов локальных брендов доступная цена и хорошее соотношение цена – качество, объясняет она.

МТС данные по итогам продаж в первом полугодии 2015 г. не раскрывает. По словам ее представителя Дмитрия Солодовникова, МТС продолжает делать акцент на продажах бюджетных устройств – 77% продаж смартфонов в рознице МТС во II квартале 2015 г. пришлось на гаджеты дешевле 10 000 руб.

Спрос на дороговизну

6% - такую долю в продажах на российском рынке в первом полугодии 2015 г. заняли смартфоны дороже 30 000 руб., следует из данных «Евросети». Годом ранее она составляла лишь 1%. В деньгах в первом полугодии дорогие смартфоны заняли 25% российского рынка против 5% за тот же период 2014 г.

Ситуация в целом по рынку выглядит иначе: в топе продаж в штуках как в прошлом году, так и сейчас остаются смартфоны от Samsung, следует из данных «Связного». Более того, если в 2014 г. на 2-м месте были телефоны Fly, то сейчас – Microsoft (бывшая Nokia). В пятерке самых продаваемых производителей смартфонов в России традиционно присутствует Apple, а в этом году в нее также вошли Lenovo и Alcatel.

У самого «Связного», по словам его представителя Марии Заикиной, в десятку самых популярных по продажам смартфонов входят и А-бренды – Apple, Sony, Microsoft/Nokia – и В-бренды – Explay, Alcatel. При этом в топ-10, говорит она, на смартфоны А-брендов приходится 60–65% продаж.

Операторы в первую очередь специализируются на обслуживании абонентов, поэтому в их структуре продаж могут преобладать B-бренды, говорит Заикина. В России сейчас около 50% абонентов пользуются кнопочными телефонами, и, переходя на смартфон, они чаще предпочитают бюджетные устройства, особенно в текущей экономической ситуации. Оператору продажа бюджетного устройства выгодна, поскольку позволяет получить дополнительную выручку от мобильного трафика, добавляет она. У «Связного» же бизнес изначально строился вокруг продаж умных гаджетов и поэтому сегодня аудитория его клиентов шире, среди них много тех, кто покупает уже не первое устройство и предпочитает гаджеты из более высоких ценовых сегментов, объясняет Заикина.

В топ-продаж смартфонов всегда входят модели более низкой ценовой категории, популярность которых объясняется именно низкой ценой, говорит руководитель департамента закупок Алексей Широков. Это, как правило, аппараты из линейки B-брендов, а у А-брендов традиционно цены на смартфоны выше, добавляет он. В продажах «Евросети» доля A-брендов в рейтинге популярности смартфонов по сравнению с прошлым годом размывается игроками B-брендов, замечает Широков.

У компаний сотового ритейла подход к формированию ассортимента отличается: так, «Связной» у многих ассоциируется с продукцией Apple, а «Евросеть» активно продвигает Samsung, объясняет сотрудник крупного ритейлера. Это не означает, что они вообще не работают с другими брендами, но делают акцент на продвижение разных марок и моделей, добавляет он.