Статья опубликована в № 3886 от 03.08.2015 под заголовком: Samsung пострадал от бойкота

Доля смартфонов Samsung на российском рынке упала почти на треть

Во многом из-за бойкота его устройств со стороны крупных ритейлеров

  • Валерий Кодачигов

С начала июня 2015 г. по середину июля (с 23-й недели года по 29-ю) доля смартфонов Samsung на российском рынке в штуках сократилась с 25,6 до 17,6%. Об этом «Ведомостям» рассказал источник в компании – партнере нескольких сотовых операторов и подтвердил человек, близкий к компании – партнеру нескольких производителей оборудования. Оба они ссылаются на данные GfK. Согласны с этими данными представители «Вымпелкома», «Мегафона» и «М.видео».

Снижение продаж неудивительно: крупнейшие ритейлеры по надуманным причинам блокировали продажи Samsung и розница МТС стала его главным продавцом среди крупнейших розничных сетей, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников.

Как раз с начала июня 2015 г. закупать смартфоны у Samsung прекратила «Евросеть», рассказывал ранее «Ведомостям» ее президент Александр Малис. По словам представителя «Связного» Марии Заикиной, «Связной» прекратил закупки у Samsung в середине июня. Их заморозили также «Вымпелком» и «Мегафон». Сотрудники «Евросети», «Связного» и «Вымпелкома» объясняли этот шаг существенным увеличением доли бракованных смартфонов. В среднем по рынку приемлемый уровень – менее 1%, а у Samsung по отдельным партиям уровень брака превышает 7%, объяснял Малис, добавляя, что вырос и разрыв между выплатой денег покупателям за возврат и гарантийными выплатами производителя.

Лидерство под угрозой

Во II квартале 2015 г. доля Samsung на мировом рынке смартфонов сократилась, по данным IDC, с 24,8 до 21,7%. Samsung по-прежнему удерживает 1-е место, но доли его ближайших конкурентов растут. Доля Apple (занимает 2-е место) увеличилась с 11,7 до 14,1%, Huawei (3-е место) – с 6,7 до 8,9%.

Хотя Samsung снизил цены на смартфоны, за последние шесть недель его рыночная доля в штуках заметно снизилась, а в деньгах сократилась более чем на четверть, утверждает Заикина. В бюджетных сегментах Samsung проигрывает Lenovo и Microsoft, а в высоком ценовом сегменте испытывает влияние роста продаж Apple, начавшегося в июне 2015 г. Кроме того, в России покупатели привыкли приобретать телефоны в определенном месте: отсутствие бренда в нескольких крупных федеральных розничных сетях влияет на продажи, уверяет она.

Конечно, отказ крупнейших ритейлеров закупать продукцию Samsung повлиял на снижение его рыночной доли, считает Малис. Но сыграло роль и разочарование покупателей в продукции южнокорейской компании, уверен он. «Помимо нас и «Связного» есть множество других каналов продаж – логично, если бы продажи качественного и востребованного товара перетекли в эти каналы. Но этого не происходит, несмотря на снижение цен на Samsung», – говорит Малис.

Продажи смартфонов Samsung в розничной сети МТС с начала июня выросли в 4 раза, ежедневные продажи флагманских Samsung Galaxy S6 увеличились в 6 раз в сравнении с апрелем, возражает Солодовников из МТС. Покупатели выбирают качественный товар, именно поэтому Samsung – лидер продаж на российском рынке, уверен он.

У «Евросети», «Связного», «Вымпелкома» и «Мегафона» много общего. «Вымпелком» с «Мегафоном» с 2013 г. являются совладельцами «Евросети». А в декабре 2014 г. брат президента «Евросети» Александра Малиса Олег стал контролирующим акционером «Связного». Спустя несколько месяцев после этого «Связной» возобновил продажи sim-карт «Вымпелкома» и «Мегафона». А продажи контрактов МТС – некогда основного партнера «Связного» – в июне, напротив, прекратились: МТС решила, что, сменив акционера, «Связной» стал намеренно занижать ее долю в продажах. Кроме того, МТС и ее розничная «дочка» в июне подали в Арбитражный суд Москвы иски к ФАС, в которых требуют признать недействительными решения, одобряющие переход холдинговой компании «Связного» к Олегу Малису. Близкий к Samsung человек знает, что пока производитель не предпринимал никаких попыток обратиться в ФАС или в суд в связи с отказом розничных сетей от закупок его смартфонов.

Качество телефонов не имеет никакого отношения к нынешним событиям, причина отказа части ритейлеров от Samsung – недостаточная доходность продажи его устройств, которая вызвана ценовой войной на рынке, уверял человек, близкий к корейскому производителю.

Дело в том, что, уйдя из «Связного», МТС сделала ставку на собственную розничную сеть (на конец I квартала 2015 г. в ней был 4251 салон против 4500 у «Евросети» и примерно 3000 у «Связного»). Чтобы повысить посещаемость, оператор резко снизил цены на смартфоны, в том числе на Samsung. МТС решила продавать смартфоны по себестоимости, зарабатывая не на их продаже, а на мобильном интернет-доступе, аудитория которого благодаря подешевевшим смартфонам должна расшириться, объявлял оператор в апреле.

В «М.видео» также есть тенденция к снижению доли Samsung в продажах, говорит представитель «М.видео» Антон Пантелеев. На рынок с начала июня 2015 г. сильно влияют продажи восстановленных iPhone – сейчас это самый продаваемый аппарат, констатирует он.

До первой декады июня продажи смартфонов Samsung быстро росли, что привело к вымыванию товара с полок и последующему замедлению, а затем и снижению продаж, объясняет источник, близкий к компании – партнеру нескольких розничных сетей. В течение июля товарный запас был восстановлен, что должно привести к росту доли на рынке, надеется он.

Представитель Samsung отказался от комментариев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать