Американская Hearst уступила Виктору Шкулеву 80% совместного бизнеса в России

Партнеры отказались от паритета из-за ограничения доли иностранцев в российских СМИ
Виктор Шкулев отказался обсуждать условия сделки с Hearst/ М. Стулов/ Ведомости

Издательский дом Hearst Shkulev Media (HSM) привел структуру собственности в соответствие с законодательством об ограничении доли иностранцев в СМИ, сообщил «Ведомостям» президент и совладелец этой компании Виктор Шкулев. Если до сих пор Шкулев и американская Hearst Corporation владели бизнесом на паритетных началах, то теперь российский партнер контролирует 80% компании, остальное – у американцев. Все эти изменения связаны исключительно с новыми требованиями закона по иностранному капиталу в СМИ, объяснил Шкулев.

HSM – первая крупная компания, которая провела необходимую по закону реструктуризацию (см. врез). В конце июля – начале августа в России, по данным «СПАРК-Интерфакса», было зарегистрировано две компании, связанные с издательским домом HSM: ООО «Херст Шкулев паблишинг» и ООО «Херст Шкулев диджитал медиа». Первой из них владеет ООО «Эйчэспи холдинг», второй – ООО «Эйчесди холдинг». Учредители этих компаний в свою очередь – Шкулев (80% долей) и ООО «Ай-пи-эйч холдингз восток» (дочерняя структура Hearst).

Теперь у HSM две головные компании, объясняет Шкулев: «Херст Шкулев паблишинг» отвечает за издание журналов и развитие их интернет-версий, «Херст Шкулев диджитал медиа» – за региональные ресурсы холдинга, имеющие регистрацию СМИ (сайты группы NGS и нижегородский nn.ru). До конца года обе компании станут учредителями всех СМИ издательского дома.

Первой ушла Fox

До сих пор было известно лишь об одной реструктуризации: в июле сменили иностранных учредителей на российских местные версии нескольких кабельных каналов американской Fox International (National Geographic, Nat Geo Wild): теперь их полностью контролирует дистрибутор «Телко медиа».

Осенью Госдума приняла поправки в закон о СМИ, согласно которым иностранные компании или лица, а также граждане России с гражданством другой страны с 2016 г. не смогут владеть или контролировать более 20% учредителя СМИ. Под ограничения попало множество медиакомпаний – издательские дома, радиостанции, эфирные и кабельные телеканалы, интернет-СМИ. До середины этого года многие из них рассчитывали, что ограничения будут отменены, смягчены или перенесены на более поздний срок. Многие медиакомпании, по признанию их топ-менеджеров, до сих пор продолжают консультироваться с иностранными акционерами и российскими чиновниками, пытаясь найти наименее болезненные варианты реструктуризации. Среди прочего мало у кого из них в отличие от HSM уже есть российские партнеры.

HSM традиционно развивался как бизнес по изданию глянцевых журналов: в России компания издает местные версии таких журналов, как Elle, Marie Claire, Maxim и др. Но в последние годы издательский дом приобрел целый ряд региональных интернет-компаний, последняя сделка – с Rugion – была закрыта в этом июне. Сейчас региональная сеть HSM – самая большая по числу посетителей среди городских и региональных сайтов в России (данные LiveInternet).

Шкулев отказался обсуждать условия сделки с Hearst: «Мы нашли способ соблюсти денежные интересы партнеров». Он лишь уточнил, что компании убрали из лицензионных договоров на совместное издание журналов любые намеки на контроль американского партнера: у него больше нет права согласовывать главных редакторов, влиять на редакционную политику и т. д.

Представитель Hearst вчера не ответил на запрос «Ведомостей».

Руководитель крупной медиакомпании говорит, что в идеале Hearst могла получить за 30% компании более 100 млн евро. Но поскольку рекламный рынок находится в кризисе, а пакет передается доверенному партнеру фактически из-за форс-мажора, то если сделка и была денежной, вряд ли речь идет о более чем нескольких десятках миллионов евро.