Падение органической выручки и абонентской базы СП Tele2 с «Ростелекомом» продолжилось

Оператор надеется на запуск 3G/4G-сетей
Органический рост абонентской базы Tele2 ожидает увидеть в III квартале: количество ее абонентов в июле уже увеличилось на 161 000, говорит Прокшин/ Д. Абрамов/ Ведомости

Согласно отчетности «Т2 РТК холдинга» (работает под брендом Tele2), во II квартале 2015 г. его выручка составила 23,6 млрд руб. – на 7,8% меньше, чем год назад. Тогда Tele2 и входящие в нее сейчас мобильные активы «Ростелекома» суммарно заработали 25,6 млрд руб. Причем снижение усиливается каждый квартал (см. график).

Сократилась на 8% и абонентская база Tele2 – во II квартале она насчитывала 34,7 млн sim-карт. В сообщении оператора говорится о росте числа абонентов год к году на 12%, но этот рост тоже не органический. Вместе с мобильными «дочками» «Ростелекома» во II квартале 2014 г. у Tele2 было бы 37,2 млн абонентов. В I квартале снижение абонентской базы год к году составило 9,4%.

За три месяца (с конца марта по конец июня) абонентская база сократилась на 200 000 sim-карт, следует из сообщения оператора. За тот же период суммарное количество абонентов у операторов «большой тройки» выросло на 4,3 млн.

«Т2 РТК холдинг» создан в начале 2014 г. и объединяет все мобильные активы, входившие в «Tele2 Россия» и «Ростелеком». Компания работает в 64 регионах России, но фактически не работает на самом большом российском рынке – в Москве и области (здесь у нее работает CDMA-оператор «Скай линк»). Оператор планирует начать работать в Московском регионе до конца 2015 г. и активно строит сеть. Капитальные затраты Tele2 во II квартале составили 9,4 млрд руб., или около 40% от выручки. В I квартале инвестиции были еще больше – 10 млрд руб., или 43% от выручки оператора.

В регионах, где раньше работал «Ростелеком», пока нет активного рекламного продвижения, объясняет представитель «Т2 РТК холдинга» Константин Прокшин сокращение органической абонентской базы. Переход этих активов под бренд Tele2 начался только в мае 2015 г. и во II квартале было лишь семь запусков бренда, до конца года их должно быть еще 16, говорит он. Падение выручки Прокшин объясняет тем, что Tele2 в отличие от «большой тройки» пока не может компенсировать падение голосовых доходов, которое происходит у всех операторов, ростом выручки от передачи данных (запуск сетей широкополосного мобильного интернета 3G/4G у оператора начался недавно).

Органический рост абонентской базы Tele2 ожидает увидеть в III квартале: количество ее абонентов в июле уже увеличилось на 161 000, говорит Прокшин. При этом в тех регионах, где Tele2 работала до создания СП с «Ростелекомом», по итогам II квартала абонентская база выросла на 184 000 sim-карт до 24,4 млн, говорится в сообщении. Новым подключениям также способствует запуск сетей 3G/4G: во II квартале Tele2 запустила 20 сетей третьего и четвертого поколений, на начальной стадии это помогло увеличить продажи контрактов оператора в этих регионах на 8–10%, говорит Прокшин. Сейчас услуги широкополосного мобильного интернета Tele2 предоставляет в 46 регионах из 64. Сколько абонентов оператора приходится на эти регионы, Прокшин не сказал.

Во II квартале 2014 г. еще не было завершено создание СП, тогда к Tele2 перешла только часть мобильных активов «Ростелекома», напоминает партнер AC&M Consulting Антон Погребинский. Поэтому делать выводы на счет органического роста показателей компании пока рано, считает он.

Органическая выручка и абонентская база у Tele2 падает уже 1,5 года, нельзя сказать, что это очень хороший результат, говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. При этом оператор не меняет планов стать одной из ведущих сотовых компаний. Чтобы это реализовать, Tele2 нужно уже начинать улучшать показатели, замечает он.

Процесс объединения таких крупных активов, как Tele2 и «Ростелеком», всегда болезненный, нельзя ждать от СП положительных результатов сразу, не соглашается аналитик Газпромбанка Сергей Васин. Сейчас для Tele2 самое важное – не растерять абонентов. А о том, успешен бизнес Tele2 или нет, можно будет говорить не раньше II квартала 2016 г