РТИ, подконтрольная Владимиру Евтушенкову, займется выпуском беспилотников

В разработке ей поможет совместное предприятие с Airbus
О беспилотных летательных аппаратах, а также профессиональных квадрокоптерах стало известно на Международном авиационно-космическом салоне/ М. Стулов/ Ведомости

На прошедшем Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) предприятие «РТИ Аэрокосмические системы», контролируемое АФК «Система» Владимира Евтушенкова через компанию РТИ, представило опытные модели собственных беспилотных летательных аппаратов, оснащенных бортовым оборудованием для исследования поверхности земли. Производство средних и тяжелых беспилотных летательных аппаратов, а также профессиональных квадрокоптеров в скором времени рассчитывает наладить другое предприятие, подконтрольное РТИ, – Дубнинский машиностроительный завод, рассказал «Ведомостям» представитель РТИ Константин Полторанин.

На территории завода уже строится база под производство. По словам Полторанина, разработку моделей будет вести «РТИ Аэрокосмические системы» вместе с инженерной компанией «Икар». Причем, подчеркивает Полторанин, РТИ намерена пойти по западному пути и вести разработку практически одновременно с производством. РТИ владеет «Икаром» совместно с Airbus: у РТИ – 45% компании (пакет куплен в апреле, сумма сделки не раскрывалась), у Airbus – все остальное. Заместитель генерального директора РТИ Игорь Бевзюк весной рассказывал, что холдинг заинтересован в наработках «Икара» по авиационным конструкциям (в том числе элементам крыла и фюзеляжа) из металлов и композитов.

Дрон дрону рознь

Беспилотники массой до 1000 кг, которые могут находиться в полете по 10–12 часов на высоте до 9–10 км, относятся к классу средних дронов. Тяжелые беспилотники весят больше тонны, достигают высоты 20 км и могут находиться в воздухе свыше 24 часов. К легким дронам относятся беспилотники с массой до 50 кг, они могут взлетать на высоту 3–5 км и проводить в воздухе всего несколько часов.

Применяться беспилотники могут как в гражданских, так и в военных целях. По словам Полторанина, беспилотники РТИ будут выполнять задачу не только наблюдения, но и анализа информации. То есть, пролетая, например, над Москвой, такой аппарат сможет не только вычислить плотность транспортных потоков, их скорость, но и проанализировать эту информацию и составить общую картину. Полторанин говорит, что финансирование проекта уже одобрено АФК «Система» – речь идет о миллионах рублей. Представитель АФК это подтвердил.

Президент российской Ассоциации малых беспилотников Олег Панфиленок рассказывает, что «Система» выходит на весьма конкурентный рынок: в России уже довольно много производителей и разработчиков летательных аппаратов, среди них компании Zala, «Плаз», «Беспилотные системы». Отечественные производители в прошлом году получили от продажи гражданских беспилотных летательных аппаратов примерно 1,5 млрд руб., говорит Панфиленок, а гражданский сектор занимает около 10% российского производства беспилотников. При этом, по его словам, на Россию приходится меньше 1% мирового рынка беспилотников.

По данным аналитической компании RnRMarketResearch, в 2014 г. мировой рынок коммерческих беспилотников составлял $609 млн. Но уже к 2021 г. этот рынок вырастет до $4,8 млрд, прогнозируют аналитики. По данным партнера инвестфонда Kleiner Perkins Caufield & Byers Мэри Микер, по итогам 2014 г. мировые продажи дронов выросли до $750 млн. В 2013 г., по данным той же Микер, этот показатель составил всего $250 млн. В 2015 г. аналитик прогнозирует рост продаж до $1,7 млрд. Количество же проданных беспилотников в 2015 г. достигнет 4,3 млн, прогнозирует Микер, тогда как в 2013 г. в мире было продано 750 000 дронов, а в 2014 г. – более 1,5 млн, говорится в ее презентации. По данным Микер, в 2014 г. 35% продаж всех дронов пришлось на США, 30% – на Европу, 15% дронов продано в Китае и 20% – в остальных странах.