Стоимость контента крупнейших телеканалов в этом году уменьшится на 13–26%

Из-за падения рынка рекламы телеканалы все сильнее экономят
Количество премьер на крупнейших каналах, по данным KVG Research, снижается третий год подряд/ pixabay.com

В 2014 г. семь крупнейших российских телеканалов («Первый канал», «Россия 1», НТВ, ТНТ, СТС, РЕН ТВ и «Пятый канал») отдали пятую часть своего эфира под отечественные премьеры, подсчитала KVG Research. Это 10 600 часов новых сериалов, теле- и кинофильмов, документальных фильмов, ток-шоу, развлекательных и познавательных программ. Учитывались как программы или сериалы, впервые вышедшие в эфир, так и новые выпуски давно существующих проектов. Весь контент отечественного производства (с учетом новостей и спортивных программ) занял 84% их эфира.

Количество премьер на крупнейших каналах, по данным KVG Research, снижается третий год подряд: если в 2012 г. их было выпущено на 3% меньше, чем годом ранее, то в 2014 г. – на 12%. Такое резкое сокращение премьерных часов KVG Research объясняет снижением темпов роста доходов каналов из-за падения рынка рекламы и увеличением спортивного вещания в связи с Олимпиадой в Сочи и чемпионатом мира по футболу в Бразилии. Также из-за Украины и кризиса стало больше новостей и политических передач.

При этом расходы каналов на контент продолжили расти: стоимость премьер в эфире семи крупнейших каналов в 2014 г., по расчетам KVG Research, составила 43,1 млрд руб. – на 3% больше, чем годом ранее. Больше половины этих денег – 52% – каналы потратили на сериалы, еще 20% – на развлекательные программы, 12,8% – на ток-шоу.

Тремя крупнейшими производителями премьерного контента в России остаются, по оценке KVG Research, «Красный квадрат», Comedy Club Production и «Мир реалити». В прошлом году структура Аркадия Ротенберга приобрела контрольный пакет «Красного квадрата» у Ларисы Синельщиковой, бывшей гражданской жены гендиректора «Первого канала» Константина Эрнста. После сделки отношения двух компаний ухудшились, говорили «Ведомостям» сотрудники этой телекомпании и канала. Также в 2014 г. «Первый канал» заметно перестроил дневную программную сетку: днем вместо двух часов премьерных ток-шоу или передач (их большую часть производил «Красный квадрат») он стал повторять две серии вечернего сериала. В итоге число проектов, сделанных «Красным квадратом» на «Первом канале», уменьшилось, а премьерные часы сократились на 27%. С 2015 г. «Красный квадрат» начал работать и с ВГТРК.

Comedy Club Production (75% – у «Газпром-медиа») в 2014 г. расширил сотрудничество с ТНТ, для которого стал делать новые танцевальные и юмористические шоу, что отразилось на количестве премьерных часов (+15%). Впрочем, по итогам 2015 г. положение Comedy Club Production может измениться: теперь производством шоу «Дом 2», которое обеспечивало Comedy Club Production заметное число премьерных часов, занимается «Солярис промо продакшн» Александра Карманова.

В 2015 г. стоимость премьерного контента на семи крупнейших каналах сократится на 13–26% в зависимости от его вида, прогнозирует KVG Research. Часть крупных каналов до лета вообще не заключала новые контракты с продюсерами и задерживала платежи за уже отснятые сериалы и шоу, рассказывали «Ведомостям» руководители крупных продюсерских компаний. В среднем, по их словам, каналы сократили расходы на закупку контента на 30–40%. Так, во II квартале расходы CTC Media на контент снизились на 18%, заявил представитель холдинга.

Представители «Первого канала» и ВГТРК отказались от комментариев. Связаться с «Красным квадратом» и «Газпром-медиа» в выходные не удалось.