LetterOne Михаила Фридмана предлагает $4 млрд за бразильского сотового оператора Oi

Он лишь четвертый по числу абонентов и вдобавок перегружен долгом
Чтобы объединиться с конкурентом, бразильской Oi нужно где-то найти средства/ Dado Galdieri/ Bloomberg

Инвестиционная группа LetterOne Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева предложила $4 млрд за телекоммуникационную компанию Oi. Об этом объявил в понедельник сам бразильский оператор в сообщении для Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Предложение поступило в пятницу, 23 октября, крупнейшему владельцу Oi – банку BTG миллиардера Андре Эстеваса; LetterOne предложила ему вступить в эксклюзивные переговоры. Oi обещает оценить предложение россиян и информировать рынок о развитии ситуации.

В тяжелой ситуации не только сама Oi, но и экономика Бразилии: ВВП страны сократится в этом году, по прогнозам МВФ, на 1,5%, годовой уровень инфляции на конец сентября подобрался к 9,49%. Но зато бразильский телекоммуникационный рынок во многом похож на российский, считает аналитик Газпромбанка Сергей Васин. Уровень проникновения мобильной связи там в конце июня 2015 г. составлял, по данным аналитической компании Ovum, 140%. По данным Teleco, в Бразилии целых девять операторов, но 98% рынка контролируют четыре. LetterOne – крупнейший акционер холдинга Vimpelcom – должна хорошо знать, как управлять активом в таких условиях, рассуждает Васин, тем более что в похожей финансовой ситуации находится и Vimpelcom: он тоже обременен долгами, унаследованными от итальянского подразделения, и тоже решает проблему путем объединения итальянского бизнеса с другим местным оператором – «дочкой» Hutchison Whampoa.

Oi – один из крупнейших в Бразилии операторов фиксированной связи, а вот в мобильной отстает: по количеству абонентов он только четвертый, у него их 17,78 млн (по данным бразильского информационного портала Telco). Помимо BTG крупные владельцы Oi – банк развития Бразилии BNDES и пенсионный фонд учителей Онтарио; часть акций торгуется на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) и на фондовой бирже Сан-Паулу. Капитализация Oi на бразильской бирже составляла в понедельник 2,7 млрд бразильских реалов ($691 млн). Менее чем за год она рухнула в разы – еще в конце 2014 г. компания стоила 7,7 млрд реалов. За несколько лет Oi основательно влезла в долги: если, например, в конце 2011 г. они составляли 8,1 млрд реалов, то в конце июня 2015 г. – 54,2 млрд реалов ($13,9 млрд по нынешнему курсу). Эта сумма превосходит всю прошлогоднюю выручку Oi (28,25 млрд реалов, или $7,26 млрд).

Часть проблем Oi могла бы решить, объединившись с TIM Participacoes – бразильской «дочкой» Telecom Italia. О возможности такого слияния, дающего объединенному оператору 44% рынка мобильной связи Бразилии (оценка Teleco), Oi сообщала еще в августе 2014 г., а в этот понедельник добавила, что наняла инвестбанк BTG Pactual, чтобы тот помог ей найти средства для участия в сделке без размывания доли существующих акционеров. LetterOne, по словам источников газеты The Wall Street Journal, как раз и готова предоставить деньги в преддверии сделки с TIM Participacoes, капитализация которой в понедельник составляла около 20,45 млрд реалов ($5,2 млрд). «Дочка» Telecom Italia, впрочем, сообщила, что пока не участвует в переговорах с Oi и LetterOne.

Специалист по сложным ситуациям

Помимо 47,9% Vimpelcom LetterOne косвенно владеет 13,2%-ным пакетом акций крупнейшего турецкого сотового оператора Turkcell, приобретенным в 2005 г. В 2014 г. LetterOne предложила выкупить контроль над Turkcell у партнера – турецкой Cukurova Group, по этому поводу сейчас идут разбирательства в суде.

Вместе с тем на бразильском рынке еще остается пространство для роста. По данным IDC, в 2014 г. продажи смартфонов в этой стране выросли на 55%, это четвертый рынок по продажам сотовых телефонов в мире. В этом году, по прогнозу eMarketer, рост их продаж составит 25%. Можно надеяться и на рост уровня проникновения мобильного интернет-доступа в Бразилии – пока это, по оценке eMarketer, чуть более 51%.

Oi – непростой актив, но он работает на перспективном рынке, это именно «то, что надо LetterOne», резюмирует Васин.

LetterOne была создана владельцами консорциума «Альфа-групп» в июне 2013 г. после того, как тот продал «Роснефти» свои 25% ТНК-BP за $13,86 млрд. Новую инвестиционную компанию Фридман и его партнеры перенесли в Лондон. Ее наиболее крупной покупкой с тех пор стала немецкая нефтегазовая компания DEA, купленная за 5,1 млрд евро у RWE.

Представители LetterOne в понедельник не ответили на запрос «Ведомостей», с Oi связаться не удалось.