Вслед за смартфонами МТС уценила аксессуары к ним

Так оператор хочет увеличить трафик в своих салонах связи
МТС надеется увеличить посещаемость своих салонов/ С. Портер/ Ведомости

«Мегафон» периодически проводит акции, в ходе которых аксессуары предоставляются абонентам бесплатно вместе с оборудованием, говорит его представитель, приводя в пример идущую сейчас акцию, когда покупателям планшетов выдается «комплект водителя»: автозарядник и держатель для планшета.

МТС снизила в своей розничной сети цены на все аксессуары (пленки для экранов, наушники, чехлы, зарядные устройства и т. п.), рассказал представитель компании Дмитрий Солодовников. По его словам, часть этих товаров теперь продается по себестоимости, а у других норма прибыли снижена «в разы».

Снижение цен на аксессуары – часть розничной стратегии МТС, принятой весной 2015 г.: оператор зарабатывает не на продаже оборудования, а на интернет-трафике, который оно генерирует, напоминает Солодовников.

Весной, уйдя из салонов «Связного», МТС сделала ставку на собственную розничную сеть и, чтобы увеличить ее посещаемость, начала продавать смартфоны по ценам, близким к себестоимости. Это спровоцировало сокращение рентабельности продаж смартфонов на российском рынке и стало косвенной причиной бойкота «Евросетью» и «Связным» устройств от Samsung, рассказывал ранее менеджер одного из ритейлеров.

Цены на аксессуары МТС снижает с той же целью – как правило, смартфоны покупают вместе с аксессуарами и возможность сделать комплексную покупку привлекает в салоны МТС дополнительных клиентов, объясняет Солодовников. По его словам, после снижения цен аксессуары в рознице МТС в зависимости от категории стоят на 11–37% дешевле, чем в среднем по рынку. Летом МТС проводила тестовое снижение цен на аксессуары в некоторых регионах и там количество проданных в салонах товаров выросло на 40%, а выручка от их продажи – на 24%, утверждает Солодовников.

Разный взгляд на рентабельность

По данным МТС, рентабельность продаж смартфонов и планшетов для розничных сетей в России составляет 5–15%. Александр Малис утверждает, что она много выше: 25–30%.

По данным МТС, доходы от продажи аксессуаров в России в III квартале 2015 г. составили около 9,5 млрд руб., или чуть более 10% выручки российских ритейлеров. Но у аксессуаров самая высокая норма прибыли: в среднем около 50%, а на отдельные товары – до 95%. В III квартале 2015 г. на аксессуары пришлось до 60% всей прибыли российского рынка от продаж оборудования, говорил ранее Солодовников. А президент «Евросети» Александр Малис рассказывал «Ведомостям», что на аксессуары приходится около 35–45% прибыли ритейлеров от продажи оборудования.

Какую долю в выручке и прибыли розничной сети МТС занимают аксессуары – Солодовников не говорит, отмечая лишь, что она сопоставима со среднерыночной. Не говорит он и как продажа аксессуаров по себестоимости может сказаться на выручке розничной сети МТС. Показатели отдельных подразделений группы не так важны, как рост основного бизнеса МТС, уверен он.

Видимо, посещаемость салонов МТС недостаточна и снижением цен на аксессуары компания хочет увеличить ее, считает сотрудник компании – партнера нескольких производителей оборудования. Но дешевые аксессуары вряд ли увеличат проходимость торговых точек, отмечает он.

«Связной» регулярно проводит акции по аксессуарам, при этом каждая из них приносит прибыль благодаря сопутствующим продажам и выгодным закупочным ценам, говорит его представитель Мария Заикина. Снижение цен МТС вряд ли существенно повлияет на рынок – судя по всему, эта распродажа вызвана не столько заботой о клиентах, сколько необходимостью избавиться от излишков товара на складах, считает она.

В III квартале 2015 г. выручка от продаж и товарооборот аксессуаров в рознице «Вымпелкома» выросли вдвое, говорит представитель компании Анна Айбашева. Цены на аксессуары в «Вымпелкоме» рыночные, отмечает она.

Представитель «Евросети» отказался от комментариев.